В 1980-х годах, в самый разгар холодной войны, Советский Союз разработал и затем создал невиданную ранее систему запуска ядерных ракет. Если бы американцы нанесли ядерный удар, эта система автоматически бы позаботилась об уничтожении Соединенных Штатов.
Система получила название «Периметр», или, как ее назвали на Западе, Dead Hand —«Мертвая рука».
На фоне стремительного похолодания в отношениях между Россией и Западом британские эксперты вдруг вспомнили, что воевать с нами по-настоящему врядли получится: «мертвая рука» не даст этого сделать. Англичане уже называли устами Маргарет Тэтчер нашу страну «Верхней вольтой с ядерными ракетами». Поэтому прежде чем принимать эмоциональные враждебные решения, наши зарубежные «партнеры» будут вынуждены подумать дважды. По-крайней мере об этом пишет свежий номер британской газеты «Daily Star».
Наверняка вы помните знаменитое высказывание телеведущего Дмитрия Киселева пару лет назад о том, что в случае чего Россия может превратить США в «ядерный пепел». Тогда все посмеялись и забыли. А речь шла как раз о самом безумном изобретении времен Холодной войны: системе ответного уничтожающего ядерного удара, даже если командные пункты на территории СССР будут выведены из строя. Подобной системой, надо отметить, обладают и США.
Известно, что разработка системы началась в 1974 году и в ее основу заложен принцип применения т.н. командной ракеты, которую может запустить даже один офицер. Даже если все военно-политическое руководство будет уничтожено. Командная ракета пролетает над территорией страны, подает сигнал другим установкам с ядерными ракетами и все они присоединяются к командной ракете. Результатом применения такого арсенала, понятное дело станет тот самый «радиоактивный пепел», о котором заявлял Дмитрий Киселев с телеэкранов.
Данные по системе «Периметр» по понятным соображениям являются сведениями составляющими государственную тайну, причем самого высокого уровня. Поэтому все технические характеристики системы используют уточнения «возможно, вероятно, скорее всего».
Грубо говоря, «Мертвая рука» это «искусственный интеллект, оценивающий массу различных факторов, которые могут свидетельствовать о ядерной атаке — исходя из данных спутникового слежения, РЛС, сейсмических волн после ядерных взрывов. И главное — молчания тех, кто имеет право отдать приказ на задействование российских ядерных сил»
Правда.Ру
У Вашингтона тоже была развернута похожая система в годы Холодной войны, которая работала по такому же принципу. ECRS, или Система экстренной ракетной связи (Emergency Rocket Communications System) имела своей целью не запуск ракетных зарядов напрямую, а должна была передать приказ о запуске войскам стратегического назначения.
В 1995 году на волне всеобщего ликования о дружбе США и России, а также договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, комплекс «Периметр» приостановил боевое дежурство. Но когда стало понятно, что это была и не дружба вовсе, а празднование победы над развалившимся Советским союзом, командующий ракетными войсками стратегического назначения генерал Сергей Каракаев в интервью 2011 года обнадежил:
«Да, система «Периметр» сегодня существует. Она на боевом дежурстве. И когда возникнет необходимость в ответном ударе, когда нет возможности довести до какой-то части пусковых установок сигнал, эта команда может прийти от этих ракет из «Периметра»
генерал-лейтенант Сергей Каракаев, командующий РВСН, 2011 год
генерал-лейтенант Сергей Каракаев, командующий РВСН, 2011 год
А если у наших западных «партнеров» есть сомнения, что мы знаем куда надо стрелять ядерными ракетами, то вот какой случай рассказывал бывший заместитель начальника Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин:
«После увольнения из Вооруженных сил я продолжал работать в аппарате Совета Безопасности и однажды приехал к американцам в составе делегации. Едут значит по Сан-Франциско в автобусе. Все разговаривают, смеются. И тут — проезжаем мимо маяка. Я посмотрел на него и говорю: «Я этот маяк знаю». Американцы — ему: «Как вы его можете знать, если вы первый раз в Сан-Франциско?». А он отвечает: «Вы забыли, что я занимался ядерным планированием. И вот маяк — это была точка прицеливания. Я скажу вам и больше: рядом с этим маяком находится развал земной коры. Так вот, если сюда попадет многомегатонный блок, то случится оползень. И половина Калифорнии окажется в океане. После этого все молча ехали до места назначения»
Из воспоминаний Сергея Каракаева, Комсомольская правда