Шестидневная война 1967 года закончилась полной победой Израиля над объединенными силами Египта, Сирии, Иордании и Ирака. Израильское руководство было уверено, что от такого удара противник оправится нескоро, поэтому сосредоточило все свои силы на борьбе с арабским терроризмом. Однако Египет не смирился с потерей Синайского полуострова и Суэцкого канала и в 1973 году начал новую войну. Не ожидавший атаки Израиль решил применить ядерное оружие, и только вмешавшийся Советский Союз остановил мировую войну.
Египет берет реванш
Сразу после поражения Каир с помощью СССР принялся активно восстанавливать армию и перевооружать ее. Те же процессы происходили и в Сирии. При этом советским и арабским спецслужбам удалось создать впечатление, что проигравшие страны смирились с поражением и не собираются воевать. Благодаря СССР за шесть лет армия Египта (основная ударная сила) была реорганизована и оснащена современным наступательным вооружением. К каждому крупному подразделению египетской армии были прикомандированы советские военспецы, которые согласно договоренностям должны были не только обучать солдат, но и принимать непосредственное участие в боевых действиях.
Война «Судного дня»
Утром 5 октября 1973 года, когда иудеи отмечали праздник Йом-Киппур, название которого переводится как Судный день, египетские войска форсировали воды Суэцкого канала и атаковали Израиль. В этот же день с севера на Голландские высоты пошли в наступление вооруженные силы Сирии. На первом этапе войны арабы уничтожили 3 тысячи еврейских солдат, сотни танков и самолетов. Атака противника оказалась полной неожиданностью, а огромные людские и материальные потери ограниченного в ресурсах Израиля поставили вопрос о самом существовании государства евреев. Через два дня после начала войны министр обороны Моше Даян предложил капитулировать, однако премьер Израиля Голда Меир категорически отказалась. Волевая женщина-политик сказала, что об этом не может быть и речи. Она приказала привести 18 ядерных боеголовок в боевую готовность и навести их на Каир и Дамаск. В тот же день о плане Израиля узнали советские спецслужбы.
Реакция СССР
10 октября Политбюро ЦК КПСС утвердило план главы КГБ Юрия Андропова по принуждению Израиля к отказу от использования ядерного оружия. 11 октября госсекретарь США Генри Киссинджер получил обращение советских физиков, в котором, в частности, говорилось, что решение Голды Меир — это самоубийство, последствия ядерного удара будут губительны не только для Ближнего Востока, но и для всей мировой цивилизации. Американцам дали понять, что СССР связан с арабскими странами договорами о военном сотрудничестве и Москва не останется в стороне. В крайнем случае к Израилю будут применены адекватные меры. США тянули с ответом, и советское руководство перешло к запасному плану.
Миг-25 над Тель-Авивом
13 октября в 6 часов утра пилоту истребительной авиации майору Александру Вертиевецу вручили пакет с надписью «Секретно. Вскрыть немедленно!» Через десять минут советский летчик уже в кабине своего МиГ-25 получил второй пакет с надписью «Особой важности. По прочтении уничтожить!» В документе указывались цель и задача боевой операции. Истребитель взлетел с военного аэродрома в Астраханской области и уже в 8 часов утра израильские локаторы ПВО засекли его в небе над Тель-Авивом. В городе включили сирены, а к самолету направилось звено из современных французских истребителей «Мираж». Требование совершить посадку нарушитель игнорировал.
Неизвестный борт двигался в два раза быстрее, чем «Миражи», и находился на высоте 6 тысяч футов, которая была недоступна для французских машин. Израильские летчики выпустили по самолету ракеты, но цели они не достигли. Неизвестный противник увеличил скорость и поднялся на высоту 6,9 тысячи футов. Дразня израильские ПВО, советский летчик сделал шесть кругов вокруг Тель-Авива. Догнать его не смогли и высланные на перехват американские «Фантомы». Пилот Александр Вертиевец удостоился звания Героя Советского Союза. Свой полет он совершил на Миг-25 с потолком полета в 23 километра и 3600 км/час. Технические показатели делали машину неуязвимой для всех ПВО мира. Израильское командование намек поняло. У арабов такой сверхсовременной техники быть не могло, а значит, это была демонстрация силы СССР. Миф о возможностях израильских ПВО был развеян, и премьер-министр отказалась от ядерного удара. Спасти Израиль от поражения помогли финансовые вливания американских корпораций, военная помощь США, посредничество иорданского и марокканского королей.