Хорошая новость для ура-патриотов и повод задуматься для умных людей. На днях завершились государственные испытания большого десантного корабля «Иван Грен».
На официальном сайте завода «Янтарь» (г. Калининград) говорится, что корабль в настоящее время вернулся на завод, где будет проведена ревизия технического состояния, проверка комплектации и окончательная отделка.
В конце мая 2018 года «Иван Грен» будет передан представителям ВМФ России.
С одной стороны, новость, повторюсь, хорошая. Для людей сведущих не секрет, что у России нет современных десантных кораблей. А ситуация с Сирией только усугубила сложившееся положение.
Первый за Бог знает сколько лет БДК, который войдет в строй, – это хорошо. Но есть нюансы.
А нюансы эти таковы, что в составе наших флотов до сих пор эксплуатируются построенные еще в 80-х годах прошлого века в социалистической Польской Народной Республике десантные корабли проекта 775.
«Оленегорский горняк» (1976 год, КСФ).
«Александр Отраковский» (1978 год, КСФ).
«Кондопога» (1976 год, КСФ).
Три из двенадцати кораблей первой серии.
Вторая серия. Из 13 построенных кораблей (с 1981 по 1988 годы) в строю находятся девять.
Третья серия. Тут «свежак». «Азов» (1990), «Пересвет» (1991), «Королев» (1991).
И это не самое страшное. Самое страшное – это БДК проекта 1171, которые также выпускал завод «Янтарь». Страшно не то, что сделаны на «Янтаре», страшно – когда.
В строю Черноморского флота служат ТРИ (!) корабля проекта 1171. «Саратов» (1964 г.), «Орск» (1968 г.), «Николай Фильченков» (1975 г.). И один на Тихоокеанском флоте. «Николай Вилков» 1974 года рождения.
Казалось бы, «Иван Грен» — прорыв?
Не очень.
С одной стороны, да, в сравнении с теми же БДК ранних проектов, «Иван Грен» обладает более экономичными двигателями, есть два вертолета, больше комфорта для экипажа и десанта.
С другой стороны, разработка и постройка «Ивана Грена» длилась столько, что он устарел, не войдя в строй. Факт.
Иначе чем объяснить сокращение серии кораблей проекта 11711 до двух единиц? Как и когда будет построен «Петр Моргунов»? Пока что внятно объяснить не может никто.
«Грена» вымучили. Иначе не скажешь. Шесть лет разработки, три раза менялось техзадание по проекту.
В 2004 году корабль начали строить, а спустили на воду его в 2012-м. Восемь лет. Ну и еще шесть на все остальное.
Некрасиво, конечно, сравнивать несравнимое, но вот 26 января 2001 года одна морская держава выдала задание на строительство себе атомного авианосца. Авианосец был торжественно введен в строй 10 января 2009 года. Тоже 8 лет…
Конечно, сравнивать БДК «Иван Грен» и авианосец «Джордж Буш» не просто некорректно. Но тут уж точно не моя вина.
Морская держава строит за 8 лет атомный авианосец водоизмещением 97 000 тонн. Держава, претендующая на звание морской за этот же срок строит БДК водоизмещение 5 000 тонн.
Не без огрехов, да.
Сложно сказать, что важнее, бесперебойная работа гальюнов на «Д. Буше» или остойчивость и задний ход у «Грена». Судя по тому, что госиспытания завершились, проблему наконец удалось устранить.
Или, как обычно, сделать вид, что исправили. Имеются в виду проблемы «Ивана Грена», естественно.
В любом случае «Иван Грен» послужит. Сможет ли это сделать «Петр Моргунов», пока не совсем понятно. В 2016 году промелькнули сообщения на тему того, что в МО РФ было принято решение строить более крупные корабли нового поколения.
Кем и где, пока тайна.
Вообще, нужны ли эти БДК флоту?
Сирия показала, что если государство ведет активные действия за своими рубежами, то да. Нужны.
Конечно, если «денег нет, но вы держитесь», то вполне можно обойтись арендованными сухогрузами и ролкерами. Смешно, конечно, но что делать?
«Уважаемые, мы тут войнючку устраиваем, дайте десяток барж напрокат…»
Смех смехом, а проблему «Иван Грен» обозначил. Мы разучились строить большие корабли. И второй подтекст. У нас некому строить корабли в таких количествах и качестве.
Мне сейчас миханы возразят, что мы строили ого-го какие корабли! «Орланы»! Страх и ужас всего НАТО, плавающего в океанах.
Ну да, строили. 20 лет назад. А с момента передачи «Петра Великого» «Балтийские верфи» строили ледоколы и… ледоколы. Исключение – три фрегата для ВМФ Индии. Все.
Да, у нас строят подводные лодки. Я даже больше скажу: у нас строят просто обалдеть какие хорошие подводные лодки. И спорить с тем, что «Борей» не пугало для врагов, будет только клинический идиот.
Катера строим. Артиллерийские, противодиверсионные, ракетные. Но катера и на Украине строят. Не показатель.
А вот фрегаты, корветы – увы. Стоят. Без двигателей. И будут стоять еще очень долго. Даже несмотря на то, что МО РФ всеми силами пытается их достроить. Возможно, что даже деньги есть.
Сил нет.
Силы – это те, кто «не вписался в рынок» и теперь пашет где угодно и на какой угодно ниве, но не там, где собирают корабли и строят для них двигатели.
Либо – самый поганый вариант – не в нашей стране. Такое тоже сплошь и рядом имеет место быть.
Итого не самая красивая ситуация: построить в должном масштабе свои корабли пока нет возможности, а заказать в той же Корее не позволяет гордость.
Или печальный опыт «Мистралей».
Говоря о том, что в России долго не строили большие корабли, всего-навсего обозначается вторая часть проблемы. И это действительно так. Двадцать лет с момента постройки последнего большого корабля.
Печально? Но факт. Даже газовые танкеры проще заказать корейцам. А когда-то и танкеры проекта «Крым» водоизмещением 180 000 тонн были реальностью.
Но даже учитывая, что за времена развитой демократии развалено еще не все, тем не менее, наладить строительство кораблей по абсолютно новому проекту всегда очень тяжело. И то, что мы строим громадные подводные лодки, ничем не поможет в создании фрегатов и эсминцев.
Хорошо, что о проектах атомных авианосцев потихоньку забывают.
Начинать надо с меньшего. С корветов, фрегатов, БДК. А потом, восстановив базу и кадровую систему, пытаться что-то авианосное построить. За 8 лет. Пока же, раз за такой срок получается только БДК в 5 000 тонн, об авианосцах даже думать рановато.
Хотя, конечно, у многих будет иное мнение на этот счет.