Владимир Путин и Реджеп Эрдоган не зря сошлись во мнении, что выход США из ядерной сделки с Ираном – ошибка, Запад не понимает специфики менталитета этой страны. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский
«Из-за действий Трампа Иран оказался на грани войны с Израилем, но ее еще можно избежать, а вот новая блокада этой страны уже неминуема. Время, пока Иран в прошлый раз находился под санкциями США, даром для страны не прошло. Население этого государства научилось обходиться своими силами во всем, что ему отказывались продавать. Те же центрифуги для обогащения урана они разработали и создали с нуля 17 тысяч установок – это серьезное достижение.
На сегодняшний день порядка 90% лекарств для внутренних нужд Иран производит сам. Количество публикаций иранских ученых по нанотехнологиям зашкаливает – оно гораздо выше, чем в России и на Западе. Эта страна стоит на уровне передовых технологий, и во многих отраслях полностью автономная. В социальном обеспечении она достигла больше, чем в свое время СССР – к примеру, газификация деревень в Иране превышает 70%. Это специфичная страна, которую санкциями испугать невозможно», — отмечает аналитик.
Президенты Турецкой Республики и Российской Федерации Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин обсудили по телефону выход США из ядерной сделки с Ираном, назвав его ошибкой. Лидеры подчеркнули, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе имеет важное значение для международной безопасности. Президенты двух стран подтвердили «решительный настрой» на дальнейшее сотрудничество по вопросу совместного плана действий.
«Россия и Турция давно организовали альянс с Ираном, и под санкциями США сегодня он лишь укрепляется. Более того, США готовят санкционные меры против Турции из-за покупки оружия у России, и Анкара воспримет такое давление очень болезненно, что лишь сплотит альянс. К примеру, Тегеран явно уже не купит у Штатов 110 пассажирских «Боингов», как намеревался, но Россия готова предложить свои самолеты. Аналогично Иран за счет Турции и России может заместить «выпавшие» из-за санкции многие товарные позиции.
При этом нужно четко понимать: разрыв ядерной сделки американцами – действие одностороннее, Тегеран продолжит выполнять взятые на себя в ее рамках обязательства. Он верен договоренностям с контрагентами, а среди них Европа и Турция. Президент Ирана Хасан Рухани в СПВД ставит на международное право. Действия американцев же в данном случае, иначе как деструктивными не назовешь», — подчеркивает эксперт.
Президент США Дональд Трамп во вторник объявил о выходе Вашингтона из СВПД — сделки, которая ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер, введенных в свое время США и ЕС. Это решение осудил Совет Безопасности ООН и большинство государств мира.
Великобритания, Германия и Франция сигнализировали о том, что собираются продолжать выполнять СВПД. Власти Ирана заявили, что выработают свою позицию по итогам переговоров с остальными участниками сделки. МИД России заявил, что Москва разочарована шагом Вашингтона. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в решении США по иранской ядерной сделке есть завуалированный протекционизм и нарушение норм Всемирной торговой организации (ВТО).
«Единственная цель Запада – свалить любыми путями иранский режим. Они считают, что это возможно, расшатав страну изнутри и вызвав народное недовольство. Штатам многое удалось – они работают с местными националистами, внедряют агентуру союзников, в том числе Саудовской Аравии, организуют протесты. И разрыв ядерной сделки – очередная попытка любым способом устроить госпереворот в Иране.
Эти действия, конечно, выпадают из интересов России и Турции, которые вместе с Ираном занимаются проблемами Сирии. На данном этапе интересы трех стран совпадают – единое светское сирийское государство должно быть сохранено. По планам США его уже давно б не было. Вместо страны мы видели бы масштабную резню на религиозной почве, организованную по примеру Ирака, Ливии и ряда других государств. Тот же сценарий Штаты «примеряют» и на Иран, но, как и в Сирии, план провалился.
Благодаря альянсу с РФ и Турцией Иран может бесконечно долго находиться под санкциями США без существенного ущерба для своей экономики. Тегеран научился покупать необходимые компоненты и технологии для своего развития, а также выстроил крепкую вертикаль государственного устройства с мощным аппаратом подавления. Едва ли расшатать его изнутри удастся, ведь даже Европа не отказывается от сотрудничества с Ираном, понимая абсурдность действий Трампа по разрыву ядерной сделки», — заключает Виктор Надеин-Раевский.