Согласно последним сообщениям средств массовой информации, отечественная авиационная промышленность завершила одну из текущих опытно-конструкторских работ, целью которой являлась модернизация самолетов комплексной разведки Ил-20М. Опытный образец нового типа прошел заводские испытания и теперь готовится к финальным проверкам. По результатам нового этапа испытаний самолет может быть принят на вооружение. Кроме того, после завершения новых проверок может появиться контракт на серийную модернизацию последующих самолетов.
В декабре прошлого года информагентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в оборонной промышленности писало о скором завершении работ по одному из текущих проектов. По информации этого источника, в начале 2018 года авиационная отрасль планировала передать воздушно-космическим силам очередной самолет особого назначения. Он утверждал, что это будет машина марки «Ил», но не стал уточнять конкретную модель или модификацию. Сообщалось, что проведенная модернизация машины предусматривает замену имеющегося радиоэлектронного оборудования.
Серийный самолет Ил-20М. Фото Wikimedia Commons
29 мая «Интерфакс» вновь поднял тему модернизации самолетов марки «Ил», и эта новость стала фактическим продолжением прошлогодней. Неназванный источник в авиационной промышленности рассказал информагентству о текущих работах, а также уточнил тип самолета, о котором шла речь ранее. По словам источника, к настоящему времени была завершена опытно-конструкторская работа «Рецензент». Один из самолетов Ил-20М был перестроен по новому проекту. Теперь головной самолет нового типа был передан военным для проведения государственных совместных испытаний.
Согласно известным данным, ранее публиковавшимся в годовых отчетах предприятий авиационной промышленности, ОКР «Рецензент» стартовала в 2011 году в соответствии с контрактом министерства обороны. Целью этого проекта являлась глубокая модернизация существующего самолета-разведчика Ил-20М («Изделие 17») с применением современных технологий. Выполнив проектирование, организации-подрядчики должны были изготовить и испытать первый опытный образец нового типа. Общая стоимость проекта при финансировании в течение нескольких лет составила 262,2 млн рублей.
Основным исполнителем работ в соответствии с контрактом стал Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Осуществлять переделку готовой техники предлагалось силами Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева (г. Жуковский), который так же входит в ОАК.
Согласно опубликованным отчетам, проектные работы по теме «Рецензент» продолжались до 2014-15 годов. Примерно в это время ЭМЗ им. Мясищева приступил к перестройке одного из серийных самолетов Ил-20М по новому проекту. В рамках такой модернизации специалистам пришлось незначительно переделать планер машины, после чего ее оснастили требуемыми радиоэлектронными системами новых типов. По известным данным, обновленный самолет получил рабочее обозначение «Изделие 17М», а также в некоторых источниках упоминается индекс «17МС». Каким будет официальное название модернизированной машины – пока не известно.
Первый Ил-20М, модернизированный по проекту «Рецензент», впервые поднялся в воздух не позднее весны 2015 года. Далее почти три года ушло на проведение заводских испытаний и доводку машины. Согласно сообщениям конца прошлого года, заводские испытания приближались к своему завершению, и в скором времени опытную машину планировалось передать воздушно-космическим силам. Несколько дней назад информагентство «Интерфакс» объявило о недавней передаче машины заказчику, который вместе с промышленностью теперь проведет государственные совместные испытания.
По открытым данным, проект «Рецензент» предусматривает замену ряда радиоэлектронного оборудования специального назначения, что должно повысить основные технические и эксплуатационные характеристики самолета Ил-20М. При этом авиационная промышленность или СМИ пока не публиковали какие-либо технические подробности нового проекта. По всей видимости, основные особенности модернизированного комплекса оборудования до сих пор не подлежат разглашению. Мало того, отсутствуют и оценки характеристик или потенциала обновленного самолета.
Впрочем, опытный Ил-20М «Рецензент» уже успел попасть в кадр. Известны несколько качественных фотографий опытной машины этого типа. Согласно доступным данным, первым модернизацию по новому проекту прошел самолет с заводским номером 174011503 и регистрационным 90924. Этот самолет был построен в середине семидесятых годов по проекту Ил-20М и был одной из последних машин своего типа. По мере эксплуатации машина несколько раз проходила тот или иной ремонт, и несколько лет была отправлена на модернизацию по совершенно новому проекту.
Стоит напомнить, что разведывательный самолет Ил-20М был построен на базе пассажирского лайнера Ил-18 и сохранил ряд его характерных черт. Одновременно с этим разведчик имел заметные внешние отличия. Так, под фюзеляжем монтировался крупный контейнер с фазированной антенной решеткой радиолокационной станции бокового обзора. За ним на днище располагалась пара небольших обтекателей. На бортах носовой части фюзеляжа имелись выступающие обтекатели для размещения станций радиотехнической разведки и фотоаппаратов. Две небольшие антенны помещались на верхней поверхности фюзеляжа.
Внутри самолета был организован салон с восемью рабочими местами операторов. На месте люка багажного отсека пассажирской машины установили шахту и люк для аварийного покидания самолета. В хвосте находилась настоящая комната отдыха с креслами, буфетом и санузлом. Также предусматривались иные доработки базовой конструкции, прямо связанные с особенностями работы и задачами машины.
Новое «Изделие 17М» внешне заметным образом отличается от базового Ил-20М. Еще больше оно должно отличаться от него своим внутренним оснащением. Так, в проекте «Рецензент» предусматривается сохранение крупного подфюзеляжного контейнера, в котором, вероятно, теперь располагается антенна РЛС нового типа. Под хвостовой частью фюзеляжа на новом самолете располагаются два увеличенных обтекателя. Два новых небольших обтекателя появились на бортах носовой части фюзеляжа. Их форма и размеры позволяют предполагать, что внутри находятся антенны одной из бортовых систем. Еще два новых обтекателя больших габаритов появились на бортах позади крыла, вторая пара подобных агрегатов находится ближе к оперению.
К сожалению, какие-либо сведения о составе бортового оборудования, предусмотренного ОКР «Рецензент», не публиковались. По всей видимости, обновленный самолет тоже имеет РЛС бокового обзора, но при этом комплектуется станцией нового типа. Также следовало сохранить возможность радиотехнической разведки и фотоаппаратуру, но при этом могли использоваться новые приборы, основанные на современной элементной базе.
Первый Ил-20М, прошедший модернизацию по ОКР «Рецензент». Фото Max FoxbatRU Bryansky / airliners.net
По результатам такой модернизации, очевидно, самолет Ил-20М сохраняет прежние летно-технические характеристики, но получает новые возможности в контексте решения основных задач. Стоит ожидать, что современная аппаратура увеличивает дальность и эффективность радиолокационного обзора, радиотехнической и оптической разведки, а сложность эксплуатации при этом снижается.
По известным данным, с конца шестидесятых до середины семидесятых годов для ВВС СССР было построено 20 самолетов-разведчиков Ил-20М. В настоящее время в эксплуатации остается 15 машин. Несколько лет назад один из серийных самолетов отправился на ремонт и модернизацию по проекту «Рецензент». Позже он вышел на испытания, но проверки продолжаются до сих пор. В обозримом будущем компания «Ильюшин» и ВКС должны провести требуемые государственные совместные испытания и по их результатам будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта.
Вполне вероятно, что вскоре после завершения последнего этапа испытаний министерство обороны сделает новый заказ, на этот раз предусматривающий серийную модернизацию имеющейся техники. В таком случае промышленности придется последовательно получить некоторое количество Ил-20М из строевых частей, провести их ремонт и установить новую аппаратуру. Какое число самолетов будет обновлено – неизвестно. Вполне возможно, что заказчик решит модернизировать большую часть имеющегося парка, либо все существующие машины.
Текущие работы по теме «Рецензент» в очередной раз демонстрируют актуальные подходы, используемые министерством обороны в деле модернизации парка техники армии в целом и воздушно-космических сил в частности. В одних случаях военные предпочитают строить совершенно новые образцы, тогда как в иных сферах они считают более выгодной модернизацию доступной техники.
В сфере авиации дело обстоит следующим образом. Если речь идет о боевых машинах, то Минобороны старается заказывать максимально возможное число совершенно новых самолетов и вертолетов, имеющих преимущества перед более старой техникой. В области вспомогательной и специальной авиации, где потенциал техники определяется преимущественно ее оснащением, разрабатываются и реализуются проекты глубокой модернизации. Пример самолета Ил-20М и ОКР «Рецензент» показывает, что это позволяет повышать потенциал техники при ограниченных тратах, а кроме того, избавляет от известных проблем с освоением принципиально новых образцов.
Новый проект модернизации самолетов комплексной разведки Ил-20М постепенно приближается к желаемому финалу. Опытный образец новой машины прошел заводские испытания и передан на государственные совместные. Это значит, что в ближайшем будущем в распоряжении ВКС России появится новое средство для наблюдения за обстановкой и сбора данных, отличающееся повышенными характеристиками и расширенными возможностями.
По материалам сайтов:
http://interfax.ru/
http://tass.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://russianarms.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://e-disclosure.ru/
https://bmpd.livejournal.com/