Пенсионная реформа, задуманная правительством, не ограничится повышением возраста выхода на заслуженный отдых до 65 лет для мужчин и 63 для женщин. Похоже, что власть задумала гораздо более масштабные изменения, которые коснутся всей пенсионной системы. Вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова во время телеэфира 17 июня сообщила, что правительство планирует отказаться от системы баллов при расчете пенсий, которая действует с 2015 года. По словам Голиковой, «это очень сложное решение», однако его придется принимать.
Одна из основных причин в том, что с учетом изменений в пенсионной системе, которые вступят в силу с 2019 года, размер пенсии должен составлять не менее 40% от утраченного заработка.
«Нельзя это считать как среднюю температуру по больнице: то есть среднюю зарплату, которая, скажем, сложилась в экономике за какой-то период относить к средней пенсии, которая сложилась по всем пенсионерам. Это индивидуальный расчет. И мы готовы эти расчеты предъявить нашему обществу, как только будут приняты соответствующие решения», — пояснила она.
Что же власти предлагают взамен балльной системы? По словам Голиковой, сейчас в кабмине работают над проектом закона о накопительной части пенсии, который может быть представлен на общественное обсуждение уже осенью.
«И тогда это может быть второй частью пенсии. Но это пока обсуждается как добровольный элемент пенсионной системы, не обязательный», — подчеркнула вице-премьер.
Голикова добавила, что правительство прорабатывает создание нового механизма пенсионных накоплений, но поспешила успокоить, что «все, что было накоплено гражданами», останется.
Сейчас трудовая пенсия существует в двух видах — страховой и накопительной. Для расчета первого вида введен «индивидуальный пенсионный коэффициент» (балл), которым оценивается каждый год работы. Накопленные баллы переводятся в рубли (в 2018 году 1 балл равен 81,5 руб.), причем к баллам, умноженным на их стоимость, прибавляется фиксированная выплата — гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. В 2018 году размер такой выплаты равен 4982 руб. Для назначения страховой пенсии по старости необходимо иметь минимум девять лет стажа и 13,8 пенсионного балла. К 2025 году эти показатели должны быть увеличены до 15 лет стажа и 30 пенсионных балов соответственно.
Что касается накопительной части пенсий, напомним, что она была заморожена еще в 2014 году. В конце 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, предусматривающий заморозку накопительной части пенсий до 2020 года. Сама по себе накопительная пенсия — это выплата пенсионных накоплений, которая формируется за счет страховых взносов работодателей. Заморозка, по сути, означает, что деньги, которые должны были идти на накопительную часть пенсии, идут в страховую часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам.
Балльную систему расчета критиковали многие экономисты и, в частности, один из авторов нынешней пенсионной реформы, глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, такая система приводит к тому, что накопленные гражданами баллы зависят лишь от доходов бюджета и трансфертов в Пенсионный фонд.
Тем не менее, граждане только-только успели привыкнуть и начали разбираться в том, как и за что насчитываются баллы, как правительство снова собралось менять пенсионную систему. Причем далеко не все эксперты уверены, что к лучшему.
— Все жаловались на излишнюю усложненность балльной системы, — говорит независимый эксперт по социальной политике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Но дело в том, что пенсионная система хороша тогда, когда она привычна, когда ей доверяют. И очень плохо, когда по прошествии всего нескольких лет вместо одной системы представляют другую. Такая замена не вдохновляет по той простой причине, что у нас все последние годы бесконечные туры пенсионных реформ приводили к тому, что каждый последующий вариант был хуже предыдущего в плане сохранения пенсионных прав работников.
— На что же могут заменить балльную систему? Татьяна Голикова говорила о новом механизме накопления пенсий, в чем он будет заключаться?
— Голикова заговорила об индивидуальной накопительной системе, но это ответ по принципу «в огороде бузина, в Киеве дядька». Накопительная система ни в коем случае не может заменить солидарную, точно так же как и солидарная в условиях достаточно развитой экономики не может обходиться без накопительного элемента.
Судя по всему, правительство каким-то образом пытается адаптировать для нас американскую накопительную систему, которую для краткости называют по статье Налогового кодекса 401 (k). Это корпоративная пенсионная система, которая применяется во всем мире, если работодателем является компания американского происхождения.
Это хорошая система, которая дает большие плюсы, в частности, застрахованному гражданину позволяют временно использовать свои пенсионные сбережения в качестве социальных кредитов для решения медицинских, жилищных и других вопросов.
Накопительная система действительно может быть источником инвестиций, оживляет финансовый рынок. Но дело в том, что она не может быть единственной и подавляющей. Такое пытались провернуть в Чили, но в результате деньги исчезли, а чилийцам пришлось возрождать солидарную систему.
То есть это не основная, а надстроечная система. Базисной она может быть только в странах, которые являются господствующими на мировом финансовом рынке, в таких, как США, Канада, Япония, Австралия. Но многие другие страны, даже очень развитые, например, Франция, Германия, Италия, используют ее только в очень ограниченных пределах.
— Как вся эта система может работать применительно к нам?
— У нас все это уже обрушилось. Мы ввели накопительную пенсионную систему в 2002 году, как обязательную и государственную. Дмитрий Медведев с 2014 года запретил переводить в нее взносы, и сейчас эта система существует в очень расстроенном состоянии.
Накопительная система 401 (k) хороша тем, что из нее очень трудно украсть деньги. А вот в той системе, которую построили у нас в 2002—2014 годах, совершенно непонятно, куда делить триллионные суммы.
— Как же власти собираются настраивать эту систему?
— Я не могу заглянуть в голову Голиковой и сказать, что она хочет и может предложить. Но зная действия нашего правительства, могу только предположить, что предложат что-то худшее, чем сейчас. Повторю, что каждый раз, меняя пенсионную систему, у нас пытались ограничить страховые пенсионные права работников.
В любом случае, пенсионная реформа — достаточно сложная вещь, которую даже будучи вице-премьером быстро не проведешь. Поэтому правительству придется приложить еще много усилий и многое объяснять, прежде чем у них что-то получится. Волноваться рано, уверен, что еще 2018−2019 годы мы проживем в условиях балльной системы.
Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев считает, что есть как минимум несколько механизмов, которые позволят сделать пенсионную систему более эффективной без начисления баллов.
— Вероятно, система сможет работать эффективно, если будут увеличиваться индивидуальные отчисления граждан в собственные пенсионные программы (отчасти подготовка к этому начата, в плане популяризации самой идеи инвестиций, с введением индивидуального инвестиционного счета), а также если будет снижена серая и чёрная зарплатная часть.
Здесь есть два момента: индивидуальное накопление существует и сегодня, но сейчас каждый копит как может и в чем может, а задача государства в том, чтобы сделать такие накопления более институционализированными, со своей стороны гарантировать их сохранность и, по мере возможного, в идеале, покупательную способность.
— А второй?
— Полное обеление зарплатного фонда позволит увеличить поступления в виде страховых отчислений и одновременно снизит риски того, что люди будут оказываться за чертой бедности после выхода на пенсию. Формально государство и сейчас будет платить им, исходя из размера белого дохода, но реально, особенно в случае небольших белых зарплат, это может стать масштабной социальной проблемой.
Еще одно важнейшее направление — развитие накопительного страхования. Существует хорошая мировая практика, более чем столетняя, и она может быть применена у нас также. Тут как раз возможна хорошая синергия страхового продукта и инвестиций в ценные бумаги, в том числе государственные. При этом государство гарантирует сохранность средств, находящихся в подобных продуктах, которые часто предусматривают ежемесячные отчисления со стороны граждан, т.е. являются почти прямым аналогом накопительного формирования пенсии с передачей в НПФ, но при этом существенно повышают персональную ответственность и заинтересованность гражданина.