На этот раз поводом для беспокойства стало уникальное подразделение Минобороны, о котором и правда мало что известно.
Перспективное исследовательское судно Алмаз
Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) называют государством в государстве: оно входит в состав Министерства обороны России, но информация о его деятельности существует под грифом совершенно секретно и выше.
Достаточно отметить, что процент Героев России в данном подразделении сопоставим, разве что, с отрядом космонавтов, причем информация об их подвигах также не разглашается. Сдержанные формулировки типа «за мужество и героизм» ничего по сути не раскрывают.
Бывший офицер военно-морского флота Владимир Ашик, которому в свое время довелось проходить службу в этом уникальном подразделении отмечал, что в задачи его коллег входил сбор развединформации о противнике, охрана подводных коммуникаций, подъем со дна обломков секретной техники после неудачных испытаний.
Исследовательское судно «Янтарь»
Поэтому беспокойство НАТОвских адмиралов, забивших тревогу по поводу участия исследовательского судна «Янтарь» в операции по спасению аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан» можно назвать обоснованным.
В крупных западных СМИ отмечалось, что, стоящее на балансе ГУГИ, океанографическое судно «Янтарь» помимо поисков подлодки успешно снимало информацию с линий связи НАТО, проходящих по дну атлантического океана. Правда это или популистские лозунги в погоне за дополнительным финансированием, мы врядли узнаем. Но теоретически такие возможности у наших гидронавтов действительно есть.
Говоря о задачах «секретного флота» России, западные СМИ отмечают, что в задачи ГУГИ также входит размещение и эксплуатация глубоководной подводной техники, вроде новых подводных беспилотников «Посейдон» и сверхпрочных подлодок «Лошарик», способных работать на глубинах до 6 тыс. метров.
Вероятно так себе представляют в НАТО секретный флот России
Помимо этого, в задачи гидронавтов главного управления глубоководных исследований входит обнаружение и, при необходимости, уничтожение подводных кабелей связи, коих на дне Атлантики сотни, если не тысячи. Во многом благодаря этим многочисленным оптоволоконным кабелям информация между Лос-Анджелесом и Екатеринбургом передаются за тысячные доли секунды.
О заслугах воинских подразделений, как правило говорят регалии, которыми Верховный главнокомандующий их награждает. В случае с 10-м отрядом гидронавтов ГУГИ Минобороны России, речь идет о награждении орденом Нахимова в конце прошлого года.
В НАТО отмечают, что хотя и флот ГУГИ очень мал по сравнению с Военно-морским флотом России, его мощь является серьезным поводом для беспокойства Североатлантического альянса. Ну что ж, «Янтарь» им в помощь, как говорится:)
А мы пока с помощью нашего «секретного» и несекретного флота продолжим осваивать безграничные арктические просторы, за которыми, как известно будущее.