Почему Америка озаботилась вопросом именно «сегодня»?
Из-за осознания реальности угрозы. На днях произошло знаковое для геополитики событие – в китайский порт «Цзянсу» прибыло два российских танкера с сжиженным газом от «Ямал-СПГ». И мало того, что такой конкурент как Россия в этой области сам по себе пугает Америку, так еще и маршрут, по которому Москва открыла этот новый транзит – никак ею не контролируется! Нынешние два танкера вывели Вашингтон из себя именно потому, что стали первыми энергетическими транспортами, прошедшими по сугубо российской морской артерии, исключительно российского Северного морского пути без ледокольного сопровождения!
Это стало гвоздем в гроб осознания реальности и успешности «арктического проекта», а потому «монопольное» положение Москвы в водах, омывающих север Евразии резко «возмутило» Белый дом. А как иначе? Не для того Америка отделяла Эритрею, сажала марионеточное правительство в Йемене, подогревала бесконечный конфликт в Судане, чтобы лишиться монопольного контроля над пока еще «главной» артерией мира — Суэцким каналом. Многие ли им будут пользоваться, когда открывающийся российский морской путь вдвое короче, а вопрос со льдом берет на себя крупнейший ледокольный флот и Москва?
Почему Россия так спокойна?
Поскольку прибывшие 19 июля в КНР СПГ-танкеры «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль», доставили газ не просто в рамках символического жеста, а в масштабах долгосрочного проекта, включающего в себя крупнейшие мировые фирмы и корпорации — российский «НОВАТЭК», китайскую «CNPC», фонд КНР «Шёлковый путь», французскую компанию Total и другие. Иными словами, помимо собственных военных возможностей, у Москвы на руках имеются и союзники, разделяющие те же взгляды. И союзники эти – особенно европейская их часть, ввиду обострения отношений с Вашингтоном просто так прогибаться более не намерены.
Перспективы событий
Северный морской путь позволяет значительно сократить сроки доставки грузов из Европы в АТР по сравнению с южными маршрутами. Контролируемые США и Британией проливы через Суэц и Панамский канал, напротив рискуют потерять огромную долю собственного траффика. Шутка ли, если протяжённость СМП от Карского моря до Берингова составляет всего 5,5 тыс. км, а, чтобы доставить груз из Санкт-Петербурга до Владивостока, потребуется преодолеть лишь 14 тыс. В тоже время по южному морскому пути это заняло бы – порядка 23 тыс. км, то есть вдвое больше по длине и времени.
На что надеются США?
США, как и всегда, когда почва уходит у них из-под ног, начинают вести себя как дикий варвар. По праву силы и пистолета – с полным пренебрежением к установленным правилам. В Вашингтоне попросту не согласны с тем, что такой важный в перспективе маршрут находится в сфере ведения России, и всё. Вот только Россия – это не Ирак, и пистолетом перед ней не помашешь.
А поскольку обоснований здесь нет никаких, приходится сводить все к исторической позиции: «Северному морскому пути необходимо придать статус международной транспортной артерии». Об этом ещё в 1964 году заявлял Вашингтон в споре с Советским Союзом. Тогда флот США несанкционированно проследовал вдоль арктического побережья СССР и оправдался тем, что не считает эти воды советскими. Западный мир, мол, видел их исключительно международными.
К счастью, несмотря на «плач» ряда аполитичных людей о том, что Россия якобы «слишком мягко ведет себя с Западом», это касается лишь дипломатической и экономической сферы. В военной же области, современная Россия во многом жестче, нежели был в свое время СССР. Поэтому командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт, не так давно возродивший идею о признании СМП – международным маршрутом, и словом не обмолвился о возможности вести себя также, как его предшественник в конце 60-х годов.
Он понимает, что маневры ВМС «по обеспечению свободы мореплавания» в Южно-Китайском море (с целью ограничить активность Китая по «приватизации» морского пути) – это одно, а вот лезть с тем же в Арктику, к самому побережью России, совершенно другое. Все понимают, что тысячного китайского предупреждения тут не будет – ответ последует незамедлительно, поскольку Арктика для нашей страны еще важнее, чем был в свое время Крым.