Чудеса в Чубковичах
Саша – водитель Свято-Аннинского прихода села Чубковичи – встречал меня на станции на новенькой «Волге».
– Откуда машина? – поинтересовался я, усаживаясь на просторное сиденье.
– Благодаря нашей иконе вылечился от болезни один большой московский начальник. Он и подарил.
Два года назад в российской прессе был освещен поразительный случай, произошедший в селе Чубковичи Брянской области. Там во время заупокойной литургии оплавились кроваво-красным цветом почти все 118 желтых восковых свечей, зажженных в память о погибших подводниках «Курска». Свечи были воткнуты в песок, насыпанный в ящик, вместо подсвечника. Ящик был установлен под чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия». Когда свечи догорели, след от них застыл на песке в виде запекшейся крови. «По всему видно, что они там, у Бога, на небесах, живы», – прокомментировал батюшка.
В то время мне удалось там побывать, посмотреть на явленное чудо. И вот я снова в гостях у чубковичского настоятеля – отца Игоря. Причиной тому – продолжающиеся в его храме чудеса.
При встрече священник объяснил, что это за «московский начальник», вылечившийся от иконы, однако просил, по этическим соображениям, не упоминать его имени. Не удержался я и от того, чтобы спросить еще об одном случае, о котором проболтался мне по дороге Саша. Оказывается, еще тогда, два года назад, прихожанки храма возили кусочек запекшейся свечи в химлабораторию города Клинцы.
– Я не давал им на это благословения, – неохотно комментирует отец Игорь. – Но что сделано – то сделано. Им там сказали, что по химсоставу это – плазма человеческой крови. Только вот группу определить не смогли…
Чубковичскому храму Святой Анны – не менее 500 лет. По местному преданию, здесь молился гетман Богдан Хмельницкий. Во времена послепугачевского гонения на казаков императрицы Екатерины Второй церковь пришла в запустение. И была отстроена на прежнем месте в конце XVIII столетия помещицей Анной Федоренковой, которая похоронена тут же, в церковной ограде.
Самой главной святыней храма является, без сомнения, чудотворная икона Чубковской Божией Матери «Одигитрия», что означает «путеводительница». Предание гласит, что она была явлена 400 лет назад на дубовом пне утомленным косарям. И при этом из-под пня забил родник.
Ежегодно 10 августа, в день явления иконы, здесь собирается до 5 тысяч паломников с фляжками под святую воду. После молебна у источника вода вычерпывается из Святой Криницы (колодца) вплоть до самого пня, который ушел под землю почти на 4 метра.
Много преданий о чудесных исцелениях, бывших от иконы, передавались из поколения в поколение. Так, в 1924 году холера уносила жизни десятков людей в Черниговской губернии, на территории которой находились в то время Чубковичи. Тогда отчаявшиеся люди отслужили молебен у иконы, и эпидемия прошла стороной.
До революции икона Чубковской Божией Матери «Одигитрия» была внесена во все существовавшие тогда списки чудотворных икон. Однако в советское время она постепенно выпала из этих списков и ныне, к сожалению, даже не внесена в Православный церковный календарь. Во время гонений церковь закрывалась лишь на короткое время. Икону прятали у себя верующие люди. Нынешняя староста храма, 76-летняя Наталья Емельяновна Семковская, свидетельствует, что, когда икону возвратили, ночью был слышен треск в запертой снаружи церкви. А наутро икону обнаружили в другом месте, нежели она стояла накануне. Там она и находится до сих пор – неподалеку от алтаря, у северных врат храма.
Но, пожалуй, наибольшее количество чудес, явленных от иконы, произошло в последние 10 лет. Отец Игорь счет им не ведет, как не производит и запись. Он практикует молебны о здравии у иконы – по древнему чину. Вспоминает, как после одного такого молебна встал на ноги мальчик Никита, которому врачи больницы города Клинцы поставили диагноз, что он никогда не будет ходить. Мама мальчика – работница компьютерного отдела клинцовского РОВД Ирина Папоротная – частенько приезжает в Чубковичи со своим сыном. «Никите сейчас пять лет, – говорит отец Игорь. – Он бегает по храму так, что полы трясутся».
А вот Евгений – трудник чубковичского храма, бывший спортсмен-тяжелоатлет: по его собственным словам, после молебна у иконы избавился от болезни почек – «исчезли боли, рези». В городской поликлинике в Клинцах, куда он приехал на обследование, лишь развели руками: анализы хорошие.
Наблюдая, какие чудеса происходят в храме, решили принять православную веру строители-азербайджанцы, работавшие на обустройстве церковной территории. Другого азербайджанца (причем – с согласия его родственников) отец Игорь окрестил в тюрьме райцентра Стародуба. Сейчас Дионисий (таково теперь его имя) – староста тюремной молельной комнаты, самый ревностный православный христианин в тюрьме.
Отец Игорь вспоминает, как после одного молебна избавился от пагубного пристрастия к водке закоренелый алкоголик. А вот другая жертва «зеленого змия» во время молитвы, видимо, больше думала о выпивке. Пьет до сих пор. «По вере вашей да будет вам», – говорит батюшка. Бывает так, что приезжают люди по второму разу и выдвигают претензии: не помогло. «Прямо как в больницу», – смеется отец Игорь. – Господь и Его Пречистая Матерь не всегда помогают. Не всем. И не сразу. Почему – не нам судить».
У отца Игоря и у самого здоровье надорвано: болит позвоночник, повышено внутричерепное давление. Оно и понятно: все 11 лет настоятельства в этом сельском приходе он работал на износ. Зимой – литургия в неотапливаемом храме, когда чаша для Причастия от мороза прилипает к рукам. На Пасху и Рождество он всю ночь служит в своей церкви, а наутро, без передыху, едет в соседний Воронок. Господь дает силы…
В беседе с отцом Игорем мы вновь возвращаемся к теме «Курска».
– Нашего земляка, капитан-лейтенанта Виталия Солорева, нашли одним из последних, – рассказывает батюшка. – Его родители приезжали ко мне посоветоваться, где хоронить сына. Я посоветовал – на Аллее славы, в Санкт-Петербурге, вместе с другими подводниками. Ведь мы не вечны. А на Аллее славы за могилой уход будет обеспечен всегда. Так они и поступили.
Потом родители капитан-лейтенанта приезжали еще раз: привезли три капсулы с водой из Баренцева моря и землю (из Видяева и с Аллеи славы). Батюшка отслужил панихиду, заложил капсулы и землю в могилу, где похоронены кровавые свечи. Кроме того, военные из Питера обещали доставить в чубковичский храм фрагмент подлодки «Курск».
– Батюшка, а вообще – к чуду можно привыкнуть? – интересуюсь я у отца Игоря.
– К сожалению, да, – признается он. – Местное население уже ничему не удивляется. В храм ходят редко. А ведь достаточно побывать хоть на одном молебне Пресвятой Богородице, чтобы заметить, что к концу службы на иконе как бы обновляются краски: на щечках появляется румянец, а голубые ризы становятся ярче…
Мой собеседник – из породы делателей. Ни минуты свободного времени: служба, требы, строительство… И – множество планов. Ведь еще он добивается поста председателя местного колхоза (по примеру наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона). Хозяйство-то здесь наполовину развалено, наполовину разворовано, а зарплата у колхозника – 200 рублей.
Добивается передачи пустующего сельского здания под приют одиноким пожилым людям. Уже собрал целый склад одежды для своих будущих подопечных.
Мечтает оборудовать для сельской молодежи зал атлетизма, где под руководством церковного трудника Евгения велись бы занятия спортом…
Дай Бог, чтобы все планы отца Игоря воплотились в жизнь!
Андрей ПОЛЫНСКИЙ,
Фото автора.
Брянская обл.