Сбывается мечта белорусских националистов, ратовавших за как можно большее снижение зависимости от России. На протяжении всего постсоветского периода они называли льготные поставки нефти, газа и продуктов их переработки из России «нефтяной иглой», на которой находится белорусская экономика. Якобы именно это мешает Белоруссии развиваться на условиях свободного рынка, укрепить суверенитет и независимость от России и встроиться в «семью европейских народов». Мечты белорусские националистов, похоже, начинают сбываться.
Белорусский государственный концерн «Белнефтехим» направил правительству письмо, в котором говорится о мерах, которые следует предпринять в связи с намерением России нормировать беспошлинные поставки в Белоруссию продуктов переработки нефти и газа. Российская сторона намерена уже с 1 сентября применить индикативные балансы таких поставок на прямогонные бензины, средние дистилляты и темные нефтепродукты. Затем, с 1 октября индикативные балансы будут применяться при экспорте в Белоруссию битума, сжиженного углеводородного газа (СУГ) и ряда других продуктов.
Для реализации этой меры потребуется внесение изменений в межправительственное соглашение 2007 года. Союзная республика может закупать любые объёмы нефти, газа и продуктов их переработки в России, но уже не беспошлинно, а значит – дороже, что отразится на доходах государственных и частных компаний, сократит налоговые отчисления в белорусский госбюджет.
На протяжении многих лет Россия напоминала белорусскому руководству о том, что согласно имеющимся договоренностям, необходимо поставлять на российский рынок около 1 млн т нефтепродуктов, выработанных из поставляемой по льготным ценам российской нефти. Такой объём был каплей в море российского потребления. Однако такая мера нужна была для того, чтобы сбить колебания цен на российском рынке, которые характерны не только для России, но и для США, стран ЕС и той же Белоруссии. Например, раз в год НПЗ выходят на технологический простой для наладки оборудования, реализации модернизационных проектов и тому подобное, в результате чего операторам АЗС приходится рассчитывать на реализацию запасов готовой продукции.
Правительство Белоруссии под разными предлогами отказывалось выполнять свои обязательства, заявляя, например, о том, что поставки на российский рынок не так выгодны, как поставки в Евросоюз или на Украину (основные рынки сбыта белорусских нефтепродуктов). Довод Москвы о том, что России тоже выгоднее поставлять сырую нефть и нефтепродукты в ЕС, а не в Белоруссию, Минск игнорировал.
После длительных переговоров и нескольких конфликтных ситуаций с российская сторона освободила белорусскую от союзнического долга. Правительство РФ было вынуждено пойти на сокращение акцизов на моторное топливо, что сказалось на поступления в бюджет. Судя по развитию событий летом 2018 года, в Москве остался осадок от переговоров с Минском и сделанных уступок. Следующий логичный шаг российской стороны пришёлся на болезненный для Белоруссии период.
ВВП Белоруссии не достиг докризисного уровня, а на носу очередная президентская кампания, в ходе которой Александру Лукашенко положено демонстрировать достижения и всё то, что принято в таких случаях и называется политологами «предвыборным популизмом». На финансирование таких мероприятий денег может оказаться недостаточно. Таким образом, на небольшом частном примере индикативных балансов беспошлинных поставок нефтепродуктов можно убедиться, как экономика теснейшим образом связана с политикой, и почему концепция Карла Маркса о базисе и надстройке живёт в веках и побеждает.
Потери бюджета Белоруссии от введения индикативных балансов беспошлинных поставок оцениваются в $2 млрд или около 4% ВВП. В 2017 году ВВП Белоруссии составил $54,4 млрд (79-е место в мире, между Хорватией и Танзанией), в 2016 году – на $1,2 млрд меньше. На 2018 года правительством установлен ориентир в $60 млрд, а 2025 год должен завершиться с показателем $100 млрд, во что пока мало кто верит.
Экспорт нефтепродуктов играет ключевую роль в наполнении белорусского госбюджета. За последние годы республика существенно нарастила импорт нефтепродуктов из России, подняв планку импорта до 24 млн тонн в год и отказавшись от закупок нефти в Венесуэле, Азербайджане и Иране. Кроме того, Белоруссия добывает нефть в России и всю добываемую на белорусской территории нефть в объёме примерно 1,5 млн тонн в год экспортирует в сыром виде в Германию. Внутренние потребности республики в сырой нефти оцениваются экспертами в 5-6 млн тонн в год. То есть примерно четверть внутренних потребностей давно могла заместить «речицкой» нефтью», но предпочитает импортировать из России «льготную» нефть и немалый объём нефтепродуктов отнюдь не по мировым ценам.
Нефтепереработкой в Белоруссии занимаются два НПЗ – в городах Новополоцк и Мозырь. Строительство третьего завода было сорвано разразившимся в 2012 году скандалом, в ходе которого выяснилось, что под видом «растворителей» и «разбавителей» из Белоруссии в Прибалтику поставлялись российские нефтепродукты, превращавшиеся на территории Евросоюза в другие товары с более высокой ценой. После этого Минск уговорил Москву поставлять больше сырой нефти, одновременно наращивая импорт нефтепродуктов.
По данным Белстата, за январь-май Белоруссия нарастила импорт российских нефтепродуктов на 59% к аналогичному периоду 2017 года – до 1,8 млн тонн, замещая ими продукцию белорусских НПЗ для Украины и стран ЕС (крупнейшими покупателями являются фирмы Великобритании). За этот же период белорусский экспорт нефтепродуктов вырос на 16% до 5,7 млн тонн.
Кроме того, за январь-май Белоруссия нарастила импорт российского сжиженного газа на 18,8% до 211,8 тыс тонн. За этот же период экспорт такой белорусской продукции на 34% до 284,4 тыс тонн. Несмотря на то, что с августа Россия резко увеличила экспортную пошлину на СУГ, его производство остаётся привлекательным и в Белоруссии вводятся новые мощности по его производству. Лидерами отрасли являются такие госпредприятия, как «Белорусский газоперерабатывающий завод» (ПО «Белоруснефть», г. Речица), «Полимир» (ОАО «Нафтан», г. Новополоцк) и «Мозырский НПЗ» (предприятие с участием российского капитала в г.Мозырь). На сжиженном газе активно делают бизнес частные белорусские компании. Ещё одним крупным потребителем российского газа, используемого в качестве сырья для производства азотных удобрений, является ОАО «Гродно Азот».
Москва неоднократно озвучивала намерение перевести Белоруссию на почти рыночные отношения: 6 млн тонн Россия может поставлять беспошлинно по «интеграционным» ценам, остальной объём предлагалось приобретать по рыночной цене. Минск такой подход категорически не устроил. Периодически Москва поднимает этот вопрос и с этим, видимо, связано сделанное 15 августа заявление первого зампреда Совмина Белоруссии Василия Матюшевского на конференции «Евразийский экономический союз: стратегия дальнейшего развития».
«Необходим честный анализ ситуации и поиск адекватных ответов на актуальные вопросы: можем ли мы, наконец, вернуться к заявленным целям и задачам союза в полноценном формате, реализации полноценных свобод, заявленных в союзе, или же необходимо признать трудности непреодолимыми, умерить амбиции и понизить планку интеграционных притязаний», — сказал Матюшевский.
Он также заявил, что руководство Белоруссии рассчитывает на решение вопросов в нефтяной сфере с Россией. Переговоры по чувствительным вопросам ведут белорусский вице-премьер Владимир Семашко и российский Дмитрий Козак. Матюшевский также напомнил об ожидании $1 млрд российского госкредита в 2019 году, который уже запланирован в расходах официального Минска.
На самом деле ключевой вопрос переговоров между Минском и Москвой – «большой налоговый манёвр в российской нефтяной отрасли», который повысит стоимость нефти на российском рынке через смещение налоговой нагрузки на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с экспортных пошлин на нефть и газовый конденсат. В 2024 году эта пошлина будет лишней и предмет споров между Минском и Москвой исчезнет. Перспектива приобретать российскую нефть без «интеграционного» дисконта пугает руководство Белоруссии, так как ставит под угрозу получение высоких прибылей от экспорта в ЕС нефтепродуктов, выработанных из «льготной» нефти.
Кроме того, неизбежно вырастут цены на автомобильное топливо, что сильно ударит по широким массам населения, так и не дождавшихся давно обещанных Александром Лукашенко $500 средней зарплаты. Белорусский госконцерн «Белнефтехим» уже сейчас бьёт тревогу, заявляет о дотировании белорусских автомобилистов, а также о неизбежности повышения стоимости бензина и дизтоплива на внутреннем рынке.
Учитывая состояние белорусских промышленных гигантов, надеяться на замещение доходов от «нефтянки» другими отраслями не приходится. Рано или поздно Россия отменит продовольственное эмбарго, и тогда придётся несладко белорусским сельхозпроизводителям. Около 90% продуктов питания Белоруссия экспортирует в Россию и, судя по «молочным», «колбасным» и другим подобным торговым войнам, не без проблем.
Относительное благополучие Белоруссии весь постсоветский период подпитывается Россией. Эксперты МВФ выяснили, что только за период 2005–2015 годов общая поддержка белорусской экономики со стороны России составила $106 млрд или около $9,7 млрд в год. На эти деньги Россия могла ежегодно строить по одной крупной АЭС, или несколько объектов вроде Крымского моста, или по одному небольшому городу.
Вне зависимости от того, кто занимает или будет занимать кресло белорусского президента, ситуация в Минске принципиально не изменится и вопрос будет стоять ребром: или теснейшая интеграция с Россией, или нищета и деградация. Соседняя Украина даёт наглядный пример реализации на практике мечтаний националистов и необандеровцев. Вопрос в том, какую степень интеграции считает для себя приемлемой нынешняя правящая элита Белоруссии. Косвенные данные указывают на готовность широких масс белорусов к полному воссоединению с Россией. По мере усугубления социально-экономических противоречий проблема выбора будет обостряться.