Пентагон может передать Украине противокорабельные ракетные комплексы
На фото: запуск ракеты Harpoon
Сергей Ищенко
В Киеве и Вашингтоне лихорадочно ищут способы решения очередного российско-украинского кризиса. На сей раз — в Азовском море. Время не терпит: по сведениям украинского СМИ BlakcSeaNews, порты Бердянск и Мариуполь окончательно опустели. За неделю (с 14 по 21 августа) через Керченский пролив кораблями и катерами Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России не было пропущено ни единого судна, под любыми флагами следовавших в эти города. По состоянию на 22 августа, утверждает BlakcSeaNews, в Керченском проливе стояли на якорях 16 судов общей грузоподъемностью 120 тысяч тонн. При этом три судна ждали разрешения на проход под Крымским мостом в Бердянск или Мариуполь уже неделю, одно — 6 дней, два — 5 дней, еще три — 4 дня. Счетчик экономических потерь портовиков и судовладельцев щелкает со все возрастающей скоростью.
Президент Петр Порошенко бессильно топает ногами: «Я не собираюсь с этим мириться. И твердо убежден: ситуация, которая складывается сейчас, категорически неприемлема». 26 сентября вопрос о «морской агрессии России в Азовском море» он собирается поставить на сессии Генеральной ассамблеи ООН, в повестке дня которой в тот день значится выступление главы Украины. Но без военной силы его слова даже со столь высокой трибуны будут выглядеть откровенно жалко. Выходит — демонстрация военной силы просто необходима. И немедленно!
Определенно только по этой причине 28 августа Военно-Морские силы страны и соединения оперативного командования ВСУ «Юг» начали совместные командно-штабные учения «Шторм-2018». В них участвуют также боевые самолеты Воздушных сил, подразделения Сил специальных операций, пограничники, Национальная гвардия и Государственная служба специального транспорта МО Украины. Основная тема маневров — недопущение высадки вражеского морского десанта на свое побережье.
Увы, выглядит все происходящее просто курам на смех. Главным образом потому, что попытка «адекватно среагировать» на угрозу в Азовском море делается вовсе не в тех водах. А в северо-западной части моря Черного. Еще точнее — в Одесской и Николаевской областях. А все потому, что лишь возле Одессы и Николаева у Украины существует возможность вывести на флотские полигоны хоть что-то. В том числе (редкий случай в последние годы!) даже почти обездвиженный из-за хронических поломок двигателей и оружия фрегат ВМСУ «Гетман Сагайдачный». Все больше оправдывающий по этой причине давно прилепившееся к кораблю обидное для Киева прозвище «Сайгак дачный».
Но даже если бы на «Шторме-2018» все получалось бы по-настоящему грозно — какое это отношение имеет к «азовской» проблеме Украины? Никакого. Всей этой развеселой и разнокалиберной флотской ватаге никак не проскользнуть туда из Одессы и Очакова под Крымским мостом. Тогда как же быть?
Совет на этот счет подоспел из-за океана. Его в интервью «Радио Свобода» дал старший научный сотрудник Американского совета по международным отношениям Стивен Бланк. Как многозначительно сообщило издание, мистер Бланк длительное время преподавал в военном колледже, поэтому многие нынешние руководители Пентагона являются его учениками. Стало быть, намекает «Радио Свобода», он не просто сотрясает воздух.
Незадолго до беседы с Бланком стало известно, что Сенат и Палата представителей США согласовали проект закона о бюджете США на потребности национальной обороны на 2019 год. В документе, который еще предстоит подписать президенту Дональду Трампу, предусмотрено выделение Украине военной помощи на 250 миллионов долларов. Из них 50 миллионов долларов — на летальное оружие. Вот как бы Киеву половчей использовать эти деньги? Об этом на «Радио Свобода» и решили расспросить Бланка.
И заокеанский эксперт не подкачал, с ходу выдал сенсацию. По его сведениям, сейчас в Пентагоне по запросу Киева всерьез рассматривают вопрос о предоставлении Украине в числе прочих вооружений партии американских противокорабельных крылатых ракет (ПКР). Каких, сколько? Об этом — ни слова. Но район будущих стартовых позиций уже определен — не только азовское, но и черноморское побережье Украины.
«Украина срочно должна сделать свою систему морской обороны и обороны страны в целом гораздо серьезнее, чем сейчас… Это увеличивает шансы государства выжить и предотвратить большую войну», — пояснил Бланк.
Итак, что именно могут подбросить режиму Порошенко американцы? Тут вариант единственный — комплексы дозвуковых ПКР «Гарпун», которые в самих США стоят на вооружении с 1977 года. Основных видов три — авиационного (AGM-84), корабельного или берегового базирования (RGM-84) и для пусков из торпедных аппаратов подводных лодок (UGM-84). Максимальная дальность стрельбы сравнительно невелика, в разных модификациях — от 129 до 280 километров. Скорость полета тоже сегодня выглядит достаточно архаично — всего 0,85 М. Что очень бледно по сравнению с передовыми российскими разработками в этой области, вроде сверхзвуковой П-800 «Оникс», скорость которой в 2,5 раза выше, чем у «американки» (максимальные дальности стрельбы приблизительно равны). Примерно в такой же пропорции — шансы «Оникса» и «Гарпуна» на прорыв корабельной ПВО.
Еще хуже в современном бою для «Гарпуна», что у него весьма высока радиолокационная заметность. Поэтому корабельными РЛС атакующая ракета может быть обнаружена на весьма значительном расстоянии. Что, в общем-то, понятно. Когда почти полвека за океаном брались за разработку этого оружия, о технологии «стелс» нигде в мире и слыхом не слыхивали. А вот «Ониксы» в России родились сравнительно недавно. Поэтому технологии «стелс» в них присутствуют.
Собственно, осознание этих весьма печальных для ВМС США реалий и подвигло Пентагон на разработку новейшей противокорабельной крылатой ракеты GM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile). Весьма, как утверждают, дальнобойной (максимальная дальность стрельбы до 1000 километров). Но, во-первых, ее еще нет в природе. А, во-вторых, новейшие разработки, особенно ракетные, американцы за рубеж не очень-то предлагают. И уж точно не предложат Украине из опасения, что по известным схемам все ее самые большие тайны тут же окажутся в деталях известными Москве.
Поэтому если что и обсуждают сегодня в Пентагоне для возможной поставки Киеву, то это точно самые устаревшие модели «Гарпунов». Почему нет? Давно же стоит такое оружие на кораблях и самолетах Турции, Таиланда, Чили, Саудовской Аравии, Египта, Австралии и прочих «великих» морских держав.
Можно даже легко представить, что объем гипотетических ракетных поставок Киеву вполне впишется в выделенные Пентагоном на летальное оружие для Украины 50 миллионов долларов. Потому что стоимость одного «Гарпуна» по разным оценкам — от 353 до 739 тысяч долларов. Так что на несколько десятков заокеанских ПКР должно хватить. Даже если поставлять Киеву на эту сумму не только противокорабельное оружие.
Полагаю, логично предположить, что, если сведения мистера Бланка верные, обсуждается в Пентагоне и совершенно конкретная версия «Гарпунов» — RGM-84. Потому что базироваться такие пусковые установки могут на берегу. А больше вариантов нынешняя украинская реальность не предоставляет. Кораблей для «Гарпунов» там нет и не предвидится. И самолеты переделывать в носители такого оружия долго и дорого.
Но всю стройность этих рассуждений рушит одно только слово: зачем? Как именно способны «Гарпуны» перевернуть военно-политическую ситуацию в Азовском море? Иначе говоря: по кому стрелять будем, панове?
Вы же сами признаете (и весь остальной мир вместе с вами!), что очень скрупулезные проверки российской Береговой охраной России судов, следующих в украинские порты, совершенно законны. Было бы в высшей степени странным прерывать такие проверки пусками «Гарпунов» по нашим сторожевым катерам Это было бы вероломное нападение на нашу страну сродни 1941 году. Со всеми вытекающими ракетно-ядерными последствиями. Причем — не только для «майданутых» ракетчиков откуда-нибудь из-под Бердянска, но и для тех, кто этим «обезьянам» вручил по дальнобойной «гранате». Поэтому ничего удивительно, что в Пентагоне над проблемой сильно думают ученики Стивена Бланка.
На Украине способны, наверное, возразить, что с помощью «Гарпунов» они могли бы отразить набеги российских десантников на Геническ, Бердянск или Мариуполь. Потому что в этой стране, похоже, многие очень верят, что такие десанты на их пляжи вот-вот на самом деле и кинутся. Чему сильно способствуют некоторые киевские военные эксперты, вроде бывшего замначальника местного Генштаба генерал-лейтенанта Игоря Романенко.
Тот, удивительно простоватый не только на вид, 14 августа в эфире украинского телевидения внезапно ударил в колокола громкого боя: «За последний год Россия стянула в Азовское море 60 боевых кораблей и катеров». Тут у кого хочешь волосы встанут дыбом. Нет, не из-за устрашающих размеров этой российской армады, от которой в Азовском море должно стать тесно даже знаменитой керченской селедке. От степени вопиющей военной безграмотности одного из недавних руководителей Генштаба ВСУ.
Пан генерал, возможно, вы слыхали, что в Сирии давно идет война и Россия в ней активно участвует? Так вот, титаническими усилиями Черноморского, Северного и Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии Москве только эпизодами удается собрать у сирийских берегов более чем три-четыре серьезных боевых корабля. А вместе с танкерами, буксирами, килекторами, транспортами, десантными кораблями, противодиверсионными катерами и прочим численность постоянного оперативного соединения РФ в Средиземном море обычно не достигает и половины заявленной вами цифры.
Нам же на воплощение в Азовском море нарисованной вами картины всего имеющегося в наличии корабельного состава всех наших флотов просто не хватит! Так что не мотайте души своих сограждан безумными алармисткими заявлениями и дайте им спать спокойно.
Американское военно-политическое руководство, хочется верить, пограмотнее будет украинского сказочника в генеральских погонах по фамилии Романенко. И, думаю, хотя бы с помощью собственной спутниковой группировки располагает точными сведениями, что стрелять «Гарпунами» в Азовском море сегодня вообще-то не по кому. При этом вовсе не исключаю, что пару-тройку такие комплексов могут Порошенко и предоставить. Как пресловутые противотанковые ракетные комплексы «Джавелин».
Считанное количество «Джавелинов» с великой помпой Штаты передали недавно Киеву. И даже разрешили показать публике 24 августа на военном параде в честь Дня независимости Украины. Вот только в Донбассе на линии фронта их так никто ни разу и не видел. Скорее всего — и не увидит. Иначе новые осложнения с Россией неизбежны. А было бы из-за кого ссориться…
Почему бы точно так же не подарить Порошенко и немного «Гарпунов», особенно -подлежащих списанию по выслуге лет?
Однако есть же верное средство совершенно бескровно снять напряжение вокруг Бердянска и Мариуполя. Просто вспомнить, с чего все началось. Тогда само собой даже в самой бестолковой киевской голове всплывет известное, кажется, каждому и в России, и на Украине слово «Норд». Нужна самая малость: отпустить и сам этот сейнер, и его экипаж «до хаты». Отпустить, не мешкая — крошечный российский сейнер уже и так нанес такой ущерб украинской экономике, какой не под силу и паре авианосных ударных групп ВМС США. И каждый день «Норд» продолжает топить сразу два крупнейших азовских порта Украины.
Это не остановить никакими «Гарпунами». Все можно сделать просто, но просто невыносимо для Киева. Набраться мужества, с судебными решениями в руках самим сбросить с бердянских кнехтов швартовые концы сейнера и пожелать экипажу счастливого плавания на Керчь! С извинениями, конечно и компенсацией материального ущерба российским рыбакам.
Потеря политического лица? Безусловно. А потеря двух портов, разорение крупнейших металлургических комбинатов и торговых партнеров за границей лучше?