«Под сомнением оказалась честность всей избирательной системы страны»
Начинается земля, как известно, от Кремля — в середине сентября 2018 года этот сформулированный Маяковским главенствующий принцип российской политики внезапно перестал быть актуальным. Сегодня «земля» — в смысле российское политическое пространство — начинается вовсе не в Кремле, а во Владивостоке.
Клинч между двумя кандидатами в губернаторы Приморья, каждый из которых считает себя законно избранным главой региона, — событие, которое при любом исходе будет иметь далеко идущие последствия для политической жизни России.
И в прямом и в переносном смысле слова на карту сейчас поставлен вопрос о власти — причем не столько на региональном, сколько на общенациональном уровне.
Напомню вкратце суть приморской политической драмы. По итогам подсчета 95% голосов кандидат от КПРФ Андрей Ищенко имел веские причины принимать поздравления, заказывать праздничный банкет и начинать планировать кадровые назначения в администрации региона: у него было 51,61% голосов, а у представляющего «Единую Россию» и.о. губернатора Андрея Тарасенко — 45,79%.
Но летящие прямо в руки Ищенко губернаторские регалии внезапно остановились в миллиметре от его тела, развернулись и начали полет в прямо противоположном направлении. Согласно данным краевого избиркома, на момент подсчета 96,13% голосов преимущество Ищенко во втором туре сократилось вдвое. А когда были подсчитаны 99,1% бюллетеней, краевые избирательные чиновники объявили, что кандидат от партии Зюганова проиграл: Тарасенко набрал 49,55% голосов, а Ищенко — только 48,06%.
То, что произошло после этого изумительного «разворота симпатий избирателей», было вполне ожидаемым. Тысячи людей задали себе один и тот же вопрос: неужели такое возможно — хотя бы в рамках законов математики? Гневный клич кандидата от КПРФ «у меня украли выборы» прогремел не только на весь Дальний Восток, но и на всю Россию.
Под сомнением оказалась не только легитимность власти в одном отдельно взятом регионе страны. Под сомнением оказалась честность всей избирательной системы России. В самые ближайшие дни федеральный центр в лице председателя ЦИК Эллы Памфиловой обязан эти сомнения развеять — развеять так, чтобы ни у кого не осталось повода даже для самой формальной придирки.
С точки зрения судеб российской политики абсолютно не важно, кто из двух Андреев — ставленник власти Тарасенко или кандидат от КПРФ Ищенко — станет в конечном итоге губернатором Приморья. Написав эту фразу, я мгновенно понял всю ее условность. Приморский край — один из самых стратегически важных районов России, регион с давними традициями «вольницы» и сложных отношений с федеральным центром. Личность и политический «окрас» приморского воеводы не просто важны, а очень важны. Если таким воеводой окажется представитель главной системной оппозиционной партии страны, то для Кремля это будет означать очень серьезное политическое и моральное поражение.
Но все познается в сравнении. Иные «поражения» гораздо более почетны и выгодны, чем победы. А иные «победы» страшнее и опаснее даже сотни поражений. Логика «не важно, кто как голосует, а важно, кто как считает» имеет в нашей стране давние исторические корни. Но эти «корни» пора вырывать.
Не будем впадать в излишний пафос: в стране есть отдельные регионы, где выборы воспринимаются как лишенный внутреннего содержания пустопорожний ритуал. И быстро с этим, наверное, ничего не сделаешь. Но одновременно в стране полно регионов, где к выборам относятся принципиально иначе. Приморье — точно из их числа. Повторю поэтому свою мысль: то, какой из Андреев станет губернатором Дальнего Востока, глубоко второстепенно. Главное то, чтобы выборная победа этого Андрея воспринималась обществом как абсолютно честная, а не «купленная» или «украденная».
Все последние годы высокопоставленные кремлевские чиновники регулярно заявляли на публике и в кулуарах: священных коров в регионах для нас больше не существует. Если кто-то из региональных начальников будет пойман с поличным на выборном мухлеже, то ему лучше не ждать от нас пощады!
Ну что же: долг красен платежом, а обещание — своим исполнением. Кремлю выпал шанс доказать, что его слова не расходятся с делами. Очень надеюсь, что в руководстве страны воспользуются этим шансом на полную катушку. Восстановление веры граждан РФ в честность нашей избирательной системы и без того идет очень медленно, болезненно и нелинейно. Нельзя поворачивать этот процесс вспять.
В преддверии выборов нового главы государства — да-да, 2024 год наступит быстрее, чем это многим кажется, — оправданный цинизм населения по отношению к институту выборов может иметь самые плачевные последствия для российской государственности.
Этих последствий надо избежать. И начинать надо с тщательного разбора «завалов», образовавшихся после второго тура губернаторских выборов во Владивостоке.
«Центризбирком должен иметь время во всем разобраться. Нельзя требовать от него мгновенного окончательного решения прямо сегодня и прямо сейчас», — сказал мне член ближнего круга Владимира Путина утром в понедельник. Абсолютно согласен с таким подходом. У Эллы Памфиловой должно быть столько времени на то, чтобы «под микроскопом» изучить все особенности приморских выборов, сколько ей потребуется.
Но когда это время выйдет, стране должен быть представлен самый подробный и четкий отчет о том, что же на самом деле произошло на финальной стадии подсчета голосов в Приморье. То, что функционеры КПРФ рассказывают о манере ведения дел в местных избирательных комиссиях, вызывает самую настоящую оторопь. Очень хочется знать: правда это или нет? Очень хочется получить ответ на этот вопрос не в жанре формальной отписки — мол, «сведения не подтвердились», — а в жанре подробнейшего и доказательного опровержения всех рассказов о «фальсификациях» на приморских выборах. Ну а если хотя бы часть из этих рассказов вдруг окажется не выдумкой и не преувеличением, то тогда в Приморье должны полететь головы. Либо одно, либо другое. Третьего не дано.