Состоявшаяся в Сочи встреча президентов России и Белоруссии длилась шесть часов и явно прошла в позитивном для обеих сторон ключе. На ней, прежде всего «урегулировались» те самые «рабочие шероховатости» в отношениях (прежде всего – экономических), о которых накануне начала переговоров упомянул пресс-секретарь Владимира путина Дмитрий Песков. Однако, есть страна, для которой этот «задушевный разговор», скорее всего, уже в самом ближайшем будущем будет иметь крайне неприятные последствия.
Александр Лукашенко охарактеризовал переговоры, как «не просто сложные, а тяжелые». Он сказал, что «главным вопросом, болезненным для обоих государств» (России и Белоруссии), была Украина. И речь здесь, наверняка, не столько о двойственной позиции Минска, зачастую пытающего опасно балансировать между Москвой и Киевом в политической плоскости. Скорее уж — о вполне конкретных действиях Белоруссии, в плоскости экономической, касающихся получения «навара» с разрыва украинско-российских отношений хозяйственных связей. Вот с ними, похоже, в Кремле, твердо намерены покончить.
И главный удар тут будет нанесен по одному из важнейших стратегических направлений – поставкам на Украину топлива. При желании, Россия вполне может достаточно быстро довести дело до того, что основным средством передвижения в «нэзалэжной», как два века назад, станут возы и подводы. Если только российскими нефтепродуктами Украину прекратит щедро снабжать Белоруссия…
Кичащаяся своей «независимостью» Украина, на самом деле, без импортного горючего и дня прожить не может. Чья же заслуга в том, что не пустуют топливные баки не только автомобилей рядовых граждан «нэзалэжной» и лимузинов украинских чиновников, но и танков с бронетранспортерами, на которых тамошние каратели не сегодня-завтра собираются штурмовать республики Донбасса? Практически 37.5% этого топлива поставлено из России! Около 9.7% — из Литвы, более 12.6% поступают по мелким контрактам от различных стран. Однако, крупнейшим топливным экспортером для Киева (с долей в 40.3%) остается Минск.
45% бензина и 35% дизельного горючего (да, да – того самого, которое потребляют танки и бронетранспортеры) попадает на Украину именно из Белоруссии. Ирония заключается в том, что, несмотря на то, что значительная часть всего этого и вправду производится на белорусских НПЗ, но… из сырья, опять-таки, имеющего сугубо российское происхождение! Вот этот-то самый реэкспорт в исполнении Минска, частично, совершенно открытый, а в остальном – слегка завуалированный под «продукт собственного изготовления», достал, похоже, Москву окончательно. Во всяком случае, глава отечественного Министерства энергетики, Александр Новак озвучил именно такую позицию совершенно открытым текстом.
«Первый звонок» прозвучал еще нынешним летом, когда Россия резко «прикрутила» топливный кран для Минска. Если с начала года импорт Белоруссии нефтепродуктов из нашей страны неуклонно возрастал, приближаясь к 400 тысячам тонн в месяц, то уже в июле он «обвалился» по сравнению с «пиковым» маем более, чем на 35%. И это, как говорится – только начало. Далее Москва намерена занять еще более жесткую позицию по данному вопросу.
Сочинские переговоры с Владимиром Путиным стали для Александра Лукашенко, скорее, успешными, чем наоборот. Как по заявлениям самого белорусского лидера, так и по информации из других источников, на них удалось урегулировать ряд весьма непростых вопросов, касающихся ставших достаточно непростыми экономических отношений двух стран. Во всяком случае, в Минске твердо уверены в получении «в самое ближайшее время» очередного транша (шестого по счету) финансовой помощи от России и говорят о хороших перспективах относительно транша седьмого. Также существенным достижением можно считать, вроде бы, позитивное решение относительно упрощений условий поставок на российский рынок белорусских продуктов питания.
Однако, в «топливном вопросе» на уступки однозначно придется идти Минску. Сам Лукашенко признает, что по этому «сложному вопросу» к окончательному консенсусу они с Путиным не пришли, и будут возвращаться к нему во время следующей встречи в Душанбе. Однако, позиция России, в принципе, уже известна: поставки в Белоруссию нефтепродуктов и сырья для их изготовления будут сокращаться и дальше. Интересы жителей союзного государства никто ущемлять не собирается – все, что нужно для их внутренних потребностей, соседи получат. Но – не более.
Более того — в межгосударственное соглашение по данному вопросу, о подготовке которого говорит Лукашенко, скорее всего, будут заложены еще и дополнительные «страховочные» меры. Россия предусматривает для себя право требовать конкретного обоснования этих самых потребностей, которые, по ее требованию должны будут предоставлять белорусские власти и государственные органы. Как говорится: доверяй, но проверяй.
Понятно, что торговать топливом в ущерб собственным нуждам Минск не будет, и при таком раскладе Украине очень быстро придется забыть об очень популярных там из-за высокого качества и достаточно низкой цены белорусских бензине и дизеле. Что ж… Над «нэзалэжной» снова зазвучит: «Распрягайте, хлопцы, коней!» Если только к тому времени и лошадей с голодухи не слопают.