В последние дни появились политические и военные признаки подготовки очередного нападения государства Израиль на Сирию и Россию.
После принятия руководством России политического решения о поставке в Сирию систем ПВО С-300 и других различных систем, а также об усилении средств радиоэлектронного противодействия, тональность высказываний и интервью представителей израильского военно-политического руководства существенно изменилась.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не делал никаких громких политических заявлений после возвращения из США и его переговоров с Дональдом Трампом. Он сделал политические заявления ещё в США, но тогда, вероятно, он ещё не имел полной картины и полной информации о действиях России.
После приезда Нетаньяху из США и после состоявшегося на следующий день трёхчасового заседания военно-политического блока израильского правительства, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр обороны Израиля Авигдор Либерман временно замолчали.
Авигдор Либерман за последние дни дал два интервью — одно 27 сентября у КПП «Кунейтра» на оккупированных Израилем Голанских высотах, а другое — недавно газете «Едиот Ахронот».
На Голанских высотах Либерман обошёл стороной вопрос о политике Израиля в новых условиях, сказав, что политика государства Израиль не изменится, и предложил журналистам обращаться к пресс-секретарю израильской армии. В интервью газете «Едиот Ахронот» не было опубликовано ничего, что касается Сирии. Возможно, это связано с запретом публикации информации об этом израильской государственной цензурой.
Израиль — одна из немногих стран в мире, где действует предварительная государственная цензура и где впервые в истории после нацистской Германии существует министерство государственной пропаганды. Но в опубликованном интервью газете «Едиот Ахронот» сохранилась фраза израильского министра обороны о том, что «боеготовность израильской армии сейчас такая же, как во время войны 1967 года».
6 октября было опубликовано интервью газете «Ха-Арец» ещё одного министра израильского правительства — Цахи Анегби, в котором он также заявил о решимости и намерениях израильского правительства продолжать агрессию против Сирии.
Такое публичное поведение Нетаньяху, Либермана и других израильских министров может означать только одно — израильское руководство не отказалось от продолжения агрессии против Сирии и сейчас происходит тайная подготовка новых нападений.
Согласно сообщению от 5 октября израильского сайта «Дебка», который считается сайтом, публикующим информацию в интересах израильских спецслужб, президент США распорядился срочно передать Израилю несколько эскадрилий новейших американских самолётов F-35 из боевых частей, в том числе уже базирующихся на Ближнем Востоке, в Объединённых Арабских Эмиратах.
Поводом для израильской агрессии против Сирии является нахождение на территории Сирии иранских офицеров и возможность передачи тех или иных видов вооружения ливанскому движению «Хезболла».
С юридической точки зрения нахождение на территории Сирии иранских офицеров и наличие иранских вооружений, а также помощь Сирии ливанскому движению «Хезболла» абсолютно легитимны. Иранские офицеры и добровольцы находятся на территории Сирии на законной основе по просьбе сирийского правительства и вносят существенный вклад в восстановление сирийской государственности.
За последние годы с начала событий в Сирии (с 2011-го года) Израиль совершил против Сирии свыше 200 актов агрессии. Были разрушены дома, убиты и ранены сирийские офицеры и солдаты, мирные граждане.
За то же самое время с территории Сирии не было ни одного акта агрессии против Израиля, один раз ответным огнём сирийского ПВО был сбит израильский самолёт.
Продолжавшиеся до недавнего времени постоянные нападения израильской авиации всё это время не встречали противодействия со стороны России. Вместо защиты сирийского неба от всех агрессоров, Россия позволила Израилю нападать на любые объекты на территории Сирии, а США — оккупировать территории на юге и на востоке Сирии.
Трагический инцидент с российским самолётом Ил-20 мог произойти ранее в любой момент, причём вполне возможно, что такие инциденты происходили и ранее, просто о них, вероятно, не сообщалось.
Так, в 2013-м году, после очередного нападения израильской авиации на Сирию в районе Латакии в непосредственной близости от расположения российских военных объектов президент России Владимир Путин уже сам вечером звонил израильскому премьер-министру, находившемуся с недельным визитом в Китае.
В это время в 2013-м году президент США Барак Обама уже полгода не мог поговорить по телефону с президентом России Владимиром Путиным из-за отказа в этом российской стороны. Израильскому премьер-министру Владимир Путин позвонил сам.
Разговор, состоявшийся в 10 часов вечера по пекинскому времени (что говорит о срочности звонка), был настолько важен для Нетаньяху, что он, вернувшись в Израиль после долгого визита и длительного перелёта, в пять часов утра в важный день религиозного праздника, не выходя из аэропорта, пересаживается на другой самолёт и летит в Сочи на встречу с Владимиром Путиным. И только после этой встречи, частично проходившей один на один, Нетаньяху возвращается в Израиль, и израильская агрессия против Сирии с молчаливого согласия России продолжилась.
Во всей этой истории израильской агрессии против Сирии есть один важнейший морально-политический аспект. Грубо говоря, с союзниками так не поступают — в одном месте защищают, а в другом нет. Остальные страны-союзники России теперь будут знать, что в случае чего Россия не будет их защищать, исходя из каких-то непонятных интересов руководства страны, противоречащих национальным интересам России. Это произошло на Донбассе в 2014 году, это происходило в Сирии, начиная с 2011 года, несмотря на наличие договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Россией и Сирией.
И в 2014 году на Украине и, начиная с 2011 года в Сирии, действия России были частичными, недостаточными и не полностью отвечали национальным интересам России.
Катастрофа российского самолёта радиоэлектронной разведки Ил-20, произошедшая в первую очередь из-за непротиводействия России израильской агрессии, до сих пор не получила адекватный политический ответ. Поставка Сирии различных систем и комплексов ПВО является половинчатым техническим и половинчатым политическим решением проблемы.
Россия не может и не сможет защищать Сирию и свои интересы в Сирии без прямого противодействия израильской и американо-турецкой агрессии, а для этого необходимо политическое решение, которое до сих пор пока ещё не принято.
Михаил Ошеров,