Экс-министр экономики назвал физматы «пережитком прошлого»
Глава Сбербанка Герман Греф умеет высказаться ярко и откровенно по разным вопросам. Так, несколько лет назад на Петербургском экономическом форуме он пугал опасностью попадания власти в руки народа.
«Как только все люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания», — заявил глава Сбербанка.
Видимо, знания настолько пугают Германа Оскаровича, что в продолжение этой темы он и математические школы зачислил в пережиток прошлого, а профессиям математика и программиста предсказал потерю востребованности.
«Я категорический противник математических школ, потому что математические школы это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом, так было в Советском Союзе. И мне кажется, что это не очень хороший опыт», — уверен Греф, которые долгие годы, как ни странно, возглавлял Министерство экономического развития и торговли.
По мнению банкира, нужны все специальности, люди всех дарований и талантов. Глава кредитной организации уверяет, что проблем с программистами у работодателей нет, а вот по другим специальностям кадров не хватает.
Непонятно, правда, как без программистов и математиков осуществлять цифровизацию экономики, догонять США, Китай, Германию, да и другие страны, а также запускать ракеты в космос, проектировать ледоколы, АЭС, создавать современные компьютеры и многое другое.
Между тем, сегодня, ответила Грефу министр просвещения Ольга Васильева, фундаментальная математика остается основополагающей наукой и специализированные школы важны.
«Я много в последнее время прошу, чтобы меня знакомили с периодикой зарубежной, о чём пишут и говорят мои коллеги о российском образовании. Что отмечают, бесспорно, русские хорошо готовят по литературе, искусству и математике. Это то, чем всегда была сильна наша наука, именно фундаментальным подходом к математике. Я думаю, что центры математические должны оставаться», — сказала глава ведомства.
Она, кстати, напомнила, что в последние 10 лет наши студенческие команды по информатике и программированию не имеют равных на международных олимпиадах.
Как заявил «СП» руководитель сборной России по физике Артем Воронов, относительно востребованности математиков и программистов господин Греф, возможно, знает будущее, «а мы его не знаем».
— Я могу ответить на вопрос, что делать, чтобы люди стали физиками, а нужны будут физики или нет, мне кажется, это другая сфера. На мой взгляд, они, безусловно, будут нужны.
Но Герман Оскарович отчасти прав, имея в виду, что люди с чисто физическим образованием, чтобы быть более успешными, должны уметь серьезно коммуницировать, ставить и решать задачи, владеть компьютерными технологиями. И в этом случае «чистой» физики недостаточно.
Но говорить, что это «пережиток прошлого», наверное, неправильно, потому что так или иначе на этом стояло общество: люди специализировались на чём-то, становились специалистами в этой области. Такое разделение труда достаточно давно произошло и существует до сих пор. А чтобы стать хорошим физиком или математиком, нужная серьезная подготовка. Чтобы строить сложные математические модели, просто уметь складывать цифры недостаточно. Нельзя подготовить математика, если он не будет заниматься математикой. А школа, как раз, дает эту возможность.
Если рассуждать про будущее, я думаю, что все-таки люди будут специалистами в чем-то одном. Не будет специалистов, которые компетентны абсолютно во всем, но вовлеченность в разные сферы деятельности, безусловно, увеличится.
«СП»: — Действительно ли, физико-математические школы настолько узкоспециализированы?
— Давая углубленное образование в одном из направлений, школы, конечно, «подтягивают» и другие векторы. Физмат-школа — это не только математика и ничего больше. Там и гуманитарные компоненты присутствуют в определенном объеме. Может быть, человек не будет писать стихи, но он будет понимать предмет, чтобы успешно реализовывать свои таланты в области физики и математики. Однако все выучить невозможно. Человек должен быть специалистом в какой-то конкретной области.
Хотя, наверное, можно и нужно развивать свой кругозор, черпая информацию из открытых источников.
Выпускник физико-математического класса, а ныне заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов также не согласен с главой Сбербанка. О чем он сообщил Агентству городских новостей «Москва». По его мнению, должны оставаться и узкопрофильные специальности, и более общий формат взаимодействия, и более общие программы.
«Но при этом здесь нужно рассматривать новую форму образования в целом. Допустим, школа „Летово“ в Москве один из таких примеров, где идет всеобщее развитие человека, где нет узкого профиля, где человек может развиваться во всех направлениях, хотя тоже есть определенные разветвления», — отметил он.
Непонятно, откуда у Германа Оскаровича то ли своеобразное представление о советских физико-математических школах, то ли обида на них. В Советском Союзе они всегда были престижны и отличались очень хорошей подготовкой школьников, поступающих в технические вузы или на факультеты, где знания математики и физики были важны. А это и биология, и география, и химия, и лингвистика, и экономика, и живопись, и многое другое. И, кстати, многие «технари» писали замечательные стихи, музыку, увлекались живописью, что не мешало им защищать диссертации по прямой специальности. Да и с древнейших времен математика считалась царицей наук, хотя и сформулировал это один из величайших математиков 18−19 веков Иоганн Карл Фриидрих Гаусс: «Математика — царица наук, а арифметика — царица математики».
Математику и естественные науки изучал великий русский дипломат, поэт, драматург, композитор Александр Грибоедов. На физико-математическом факультете Московского университета учился русский публицист, писатель, философ, педагог Александр Герцен.
Химическое отделение физико-математического факультета МГУ за плечами писателя Василия Гроссмана.
Знаменитый бард Александр Городницкий окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова, защитил докторскую диссертацию, написал неофициальный гимн Санкт-Петербурга «Атланты», а его стихи и песни переведены на многие языки и даже включены в школьную программу. А ведь даже у стихов есть размеры: ямб, хорей, амфибрахий… И в школе нас учили их считать.
Песни Татьяны и Сергея Никитиных звучат во многих фильмах и спектаклях, исполняются на концертах, что не помешало супругам стать кандидатами физико-математических наук.
Кстати, физико-математическую школу, а потом и факультет прикладной математики — процессов управления Ленинградского государственного университета окончил один из родоночальников русской рок-музыки, композитор, певец, гитарист легендарного «Аквариума» Борис Гребенщиков.
Народный артист РСФСР и химик по образованию Андрей Мягков весьма удивился отношению главы Сбербанка к математическим школам.
«Передайте Грефу, что я уйду из его банка, если он будет говорить такие глупости», — попросил он корреспондента «СП».
Еще более категоричен в своей оценке оказался академик РАЕН, профессор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Павел Флоренский.
— Существуют некоторые почти синонимы: наука и математика. Наука — это математика, математика — это наука. Реальная наука без математики — это трёп. Математика — основа мировоззрения, мышления, начиная с Пифагора и всех остальных великих греков.
Происходит громадное нападение на наше образование. Таким, как этот банкир, нужны неграмотные рабы, бараны, которыми можно командовать и которых можно обманывать. Они борются с культурой и образованием.
Я в ужасе от того, как плохо научены студенты. Они замечательные ребята, но они таблицу умножения не знают, сходу лезут в компьютер считать.
Это очередное, не первое и, боюсь, не последнее, выступление против нашего будущего, наших детей. Это говорит враг: враг нашей страны, враг нашего будущего.