Инженерный гений российских специалистов подарил множество образцов самой перспективной военной техники. В плане боевой авиации всегда существовали лишь два мировых конкурента и лидера – Россия и США.
Это противостояние всегда вызывало большой интерес специалистов и любителей военной техники, поскольку в устройстве истребителей и других видов авиации подход у стран был разным. В частности, Россия всегда делала ставку на возможность победы в воздушных дуэлях на средней и ближней дистанции.
Хоть российские планеры и обладали хорошими показателями в части радиолокационной невидимости, упор русские инженеры всегда делали на маневренность. Это фактически главный показатель, который позволяет рассчитывать на завоевание господства в небе. Система «стелс», которая и делает самолет «невидимым» для комплексов РЛС и ПВО, таит в себе недостаток в виде изменения планера и оружейной конструкции.
В частности, речь идет о необходимости размещать вооружение внутри самолета. Для самолетов пятого поколения этот критерий необходим. Однако самолеты России прошлых поколений даже без «стелс» представляют огромную опасность для любого потенциального соперника.
Для получения превосходства в небе Россия реализовывала множество проектов, один из которых вызывает отдельный интерес. Построенный в 1993 году на базе Су-27М легкий истребитель Су-37 до сих пор многие эксперты считают безоговорочным королем воздушного пространства. Самолет, который стал промежуточным между четвертым и пятым поколением, обладал уникальными свойствами. Инженерный гений создателей высоко был оценен и зарубежными странами, Су-37, получивший название «Терминатор», произвел настоящий фурор на выставке в 1996 году.
Конструкция планера позволяла Су-37 быть настоящей грозой для абсолютно любого соперника. Ведь помимо пушки ГШ-30-1, «Терминатор» обладал огромным арсеналом для поражения целей на земле, на воде и в воздухе. Самолет обладал сразу 12 подвесками для оружия, что превосходит большинство аналогов в мире.
Учитывая, что Су-37 имел скорость 2500 км/ч, он также мог выполнять в небе маневры, которые неподвластны американским «птицам». В частности, «Терминатор» мог производить полный разворот вокруг своей оси, переворот с резкой потерей высоты, специальный маневр «Кобра» с проведением атаки, разворот на 180 градусов с набором высоты за десять секунд и прочее.
Эта уникальная воздушная машина была создана специально для получения превосходства в небе над любым соперником. Если Су-37 подобрался к истребителю, даже пятого поколения, и им управлял опытный пилот, воздушная дуэль закончивалась победой «Терминатора». Ведь соревноваться в маневренности с Су-37, который фактически 20 лет назад уже обладал двумя двигателями с направляемой тягой, было крайне сложно.
К большому сожалению, грандиозный проект было решено закрыть. В серию самолет так и не вышел, подарив миру лишь один экземпляр. Су-37 стал качественной базой для создания истребителя поколения «4++» Су-35С, а также самолета пятого поколения Су-57. Некоторые инженерные решения были воплощены в передовых образцах боевой авиации РФ.
Очевидно, что при проведении доработок «Терминатор» мог бы потягаться с Су-35С за звание лучшего самолета четвертого поколения. Однако недофинансирование и кризис не позволили стране дальше развивать крайне перспективный проект. Россия сделал ставку на другие машины и не прогадала, представив по-настоящему передовой истребитель Су-57.