И речь тут даже не столько о том, что Реджеп Эрдоган слишком уж резво принялся подыгрывать Украине. Судя по всему, дела обстоят намного хуже – Турция, наигравшись в «противостояние» с США, возвращается на «короткий поводок» своих заокеанских хозяев, активно действуя в их интересах.
Часть заявлений, сделанных Порошенко по итогам длившегося больше часа диалога с Эрдоганом, можно было бы списать на извечное словоблудие украинского лидера и его неуемную тягу к преувеличениям. Однако, присутствовавший там же глава турецкого государства, сам не высказываясь по некоторым острым темам, тем не менее, даже не подумал возражать гостю, заявившему, что тот пообещал «не оставаться в стороне от «ползучей агрессии» России в Азовском море». Если верить Порошенко, Турция готова едва ли не «противостоять» нашей стране в Азово-Черноморском бассейне плечом к плечу с Украиной.
Впрочем, слов, сказанных самим Эрдоганом более, чем достаточно. Например, о том, что Турция «никогда не признавала и не признает незаконной аннексии Крыма». Правда, турецкий лидер при этом упомянул не об интересах Украины, а исключительно о «правах крымских татар», да тут уж невелика разница – главное прозвучало… Не менее красноречивы и его заявления о том, что в самое ближайшее время между двумя странами будет установлена зона свободной торговли с ожидаемым товарооборотом в 10 миллиардов долларов. Россия вводит против Украины санкции – Турция делает все, чтобы поддержать разваливающуюся экономику «нэзалэжной». Нехорошо получается…
Более того – в вопросе сотрудничества между Анкарой и Киевом речь идет вовсе не только о развитии туризма или торговли. На очереди – серьезнейшее наращивание совместной работы двух стран в военной области. Сам Эрдоган подчеркнул, что такая кооперация «с каждым годом усиливается и развивается», а соответствующий меморандум между «Укроборонпромом» и руководством военно-промышленного комплекса Турции уже подписан. Вот, значит, как – российские С-400 мы получить хотим, однако в военной области укрепляем связи со страной, России, мягко говоря, недружественной.
Не назвал, кстати, турецкий президент фантазиями и заявления Порошенко о том, что Турция прямо-таки обязана принять участие в «миротворческой миссии на Донбассе», которую украинский лидер отчего-то считает свершившимся фактом. Мол, в Киеве по этому поводу «были бы счастливы». Ну, в Киеве, возможно – да… А как насчет того, что в Москве сто раз было повторено, что участие контингента любой из стран-участниц НАТО в данной миссии (если она вообще состоится!) является категорически неприемлемым? Или Турция уже вышла из этого блока? Да и вообще – вот только ее вояк на Донбассе и не хватало.
Ну, и уже совершеннейшей наглостью в отношении России выглядит поведение Эрдогана в вопросе «украинских политзаключенных». Напомнив, что именно при посредничестве Турции были освобождены крымскотатарские экстремисты Чигойз и Умеров, он заявил, что на сей раз им от Порошенко получен «намного более длинный список» «политзаключенных», каковой «немедленно был передан в Москву»! И турецкий президент собирается не только «пристально отслеживать процесс» в надежде «на успешное завершение дела». Если верить СМИ, им было оглашено намерение «требовать от Кремля освобождения упомянутых в списке лиц»! Журналисты заврались – или Реджепа понесло?!
Скорее всего – второе. Уже одно то, что турецкий лидер во всеуслышание объявляет Украину стратегическим партнером собственной страны, лишних вопросов не оставляет. Причина тут, скорее всего, совершенно не в великой любви и солидарности, которыми Анкара воспылала к Киеву. По мнению многих аналитиков, резко проукраинский курс Турция сегодня берет по указке из Вашингтона. Именно поэтому вдруг так осмелел Константинопольский патриархат, идущий не то что на обострение, а на полный разрыв отношений с РПЦ. «Добро» на подобные шаги, наверняка, получено и от Эрдогана, имеющего предостаточно возможностей воздействовать на ютящихся в Стамбуле «вселенцев», причем достаточно жестко.
Весомым подтверждением этой версии служит и взаимное снятие Анкарой и Вашингтоном санкций против высокопоставленных чиновников друг друга. Пастор Брансон, об освобождении которого в Турции не так давно и слышать не желали, преспокойно покинул «застенки» и возвращен в Америку. Отношения налаживаются? Судя по всему – именно так и происходит. Однако, тут следует учитывать немаловажную деталь. Если кто-то и пошел в этом противостоянии на попятную, сдался, то уж точно не США. А раз так – то одним пастором Эрдоган не отделается. От него, вне всяких сомнений, потребуют дополнительных подтверждений лояльности Вашингтону. И можно не сомневаться, что, скорее всего, это будет совершение тех или иных действий, направленных против России. Собственно говоря, именно это на наших глазах уже и происходит.
России не привыкать к недружественным и даже откровенно предательским действиям со стороны Турции. Ни к союзникам, ни даже к более или менее надежным партнерам ее, собственно, в Москве никогда и не причисляли. А вот понимают ли возможные последствия собственного вероломства в Анкаре – большой вопрос…