Иван Петров12.12.2018 в 21:41
Волжские Беляны. Безотходное транспортное средство на один сезон. Бродя по просторам американского интернета, я наткнулась на статью которая называлась “Russian 1916 Wooden Aircraft Carrier?” (Перевод: Русский деревянный авианосец 1916го). Меня это заинтересовало и я полезла читать статью, что бы узнать, что это за авианосцы и какие самолеты могли взлетать с него в 1916 году.
Оказалось, что в статье история наших волжских лодок по имени “Беляна”. Никакими авианосцами они конечно же не были, но американцев настолько поразил размер и форма этих лодок, что они прозвали их “авианосцами”.
Вообще “беляны” вошли в историю кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете, а в Wikipedia числятся в списке самых длинных деревянных судов. Именно размер следует отметить говоря о “белянах”. Они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали “беляны” длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров!
Грузоподъемность “белян” соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд — 16 кг) у небольших “белян”, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани! Известно, что на постройку одной средней волжской “беляны” уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосны. Расстояние между шпангоутами — не более полуметра, из-за чего прочность корпуса “беляны” была исключительно велика.
При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились “беляны” вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями. Корпус “беляны” был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля — лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота “беляна” и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой.
Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, не смотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на “беляне” имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.
Но самым интересным в “беляне” был, в общем-то, ее груз — «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая “беляна” была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились! А вот грузили “беляны” так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь “беляну” одними руками, не соберешь “беляны” всеми городами».
Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.
При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых “белян” 30 метров! Бревенчатая кладь в корпусе беляны тоже не была сплошной, а состояла из пролетов с отверстиями для проветривания. Поэтому в старину о размерах “беляны” судили по числу пролетов на ней и были “беляны” о трех,четырех пролетах и так далее.
Интересно, что и палуба “беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на “беляне” ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.
При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, “беляны”, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над “белянами” словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!
Рабочих на “беляне” было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус “беляны” всегда понемногу протекал. Из-за этого “беляну” грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда! Особого расцвета строительство “белян” на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот. Дрова завозились в волжские порты исключительно на “белянах” и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.
Затем эти уникальные суда разбирались, да так, что от них в буквальном смысле этого слова ничего не оставалось! «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, не говоря уже про крепеж — абсолютно все приносило доход владельцам “белян”! Только лишь небольшие “беляны”, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками. Однако потом их тоже разбирали и продавали на дрова. Держать “беляну” на плаву дольше одного сезона оказывалось невыгодно! История “белян” интересна еще и тем, что некоторые из них за одну навигацию и собирались и разбирались по два раза! Так, например, небольшие “беляны” в том месте, где Волга близко подходила к Дону, причаливали к берегу, после чего весь груз с них конными повозками перевозили на Дон. После этого разбирали и саму “беляну”, везли вслед за грузом, вновь собирали ее и грузили уже на новом месте. Теперь лес на них сплавлялся в низовья Дона, где “беляны” разбирались уже во второй раз!
А теперь посудите сами, насколько творческими и смекалистыми были наши предки, сумевшие создать столь огромные и грузоподъемные речные суда, представлявшие собой практически безотходное транспортное средство на один сезон. Вот такие вот они Волжские «Беляны».