Кремль не верит, что Анкара готовит предательство ради того, чтобы помириться с США
Турция предлагала США «разобрать по винтику» для изучения комплексы С-400 «Триумф» после закупки их у России. Как пишет Bloomberg, таким образом, она собиралась погасить конфликт между странами, возникший в связи с подписанием с Москвой соответствующего контракта.
Напомним: год назад мы договорились Турцией о поставках четырех дивизионов С-400 на сумму 2,5 млрд. долларов. И первая такая зенитно-ракетная система по соглашению будет передана Анкаре в 2019 году.
Все это очень не понравилось американцам, и между союзниками по НАТО как будто прибежала черная кошка. Вашингтон стал угрожать Анкаре из-за сделки с российской стороной санкциями и даже заблокировал передачу Турции американских самолетов пятого поколения F-35, в создании которых, кстати говоря, участвуют и десятки турецких предприятий.
И вот, как пишет Bloomberg, чтобы, условно говоря, зарыть топор войны, турки якобы собрались раскрыть американцам кое-какие секреты по «Триумфам».
Надо сказать, что официальная Анкара никак не отреагировала пока на эту информацию.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя возможный допуск технического персонала США к С-400, пояснил, что контракт подразумевает нераскрытие определенной информации, и что на сегодняшний день нет оснований не доверять турецким партнерам.
Обращает на себя внимание, что информация о допуске американских экспертов к технологиям российских комплексов ПВО, появилась буквально на следующий день после того, как Госдеп США одобрил продажу Турции систем противоракетной обороны Patriot на сумму 3,5 млрд. долларов.
То есть, интерес заокеанских товарищей здесь абсолютно очевиден. И интерес этот заключается в срыве любыми способами контракта с российской стороной.
Но стоит ли нам волноваться, если «ищейки Пентагона» все же доберутся до внутренностей наших «Триумфов»?
— Этот вброс явно преследует две цели, — комментирует ситуацию военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов. — Первая: чтобы мы разорвали контракт, и турки покупали американские комплексы. Тем более, что Госдепартамент уже все одобрил. Причем, речь идет о двух вариантах станций — противоракетном и противовоздушном. А это два разных типа ракет.
С другой стороны, конечно, это попытка дискредитировать Турцию как потенциального партнера вообще в этой сфере.
Но, что важно для нас?
Важно то, что мы продаем экспортный вариант С-400. То есть, если мы продаем его и в Китай, и в Индию, да и в другие страны, то прекрасно понимаем, что будет копирование. Прежде всего, тем же самым Китаем.
Этот комплекс будут изучать — разбирать, собирать и т. д. Но, есть такое понятие как технологии.
В свое время, когда китайцы получили от нас первую модификацию С-300, они его разобрали, скопировали и сделали свой. Немного похуже, но все равно… Потом они попытались его модифицировать до очень серьезного уровня, только ничего у них не вышло и они стали закупать у нас ЗРК С-300ПМУ2. Его, кстати, тоже копировали, но их версия только где-то на 70% отвечала нашим характеристикам. К системам С-400 они не смогли пока даже приблизиться.
«СП»: — Почему?
— Там не только в самой технологии дело. Хотя технологии нельзя скопировать многие. То есть ты знаешь, что это за изделие, знаешь даже из каких оно материалов изготовлено, но сами материалы с такими характеристиками сделать невозможно, не зная тонкостей и нюансов процесса производства.
Это очень все сложно и дорого.
Но и самое главное, это программное обеспечение — алгоритмы боевой работы, которые мы используем. Они, в общем-то, копированию не подлежат — как ни старайся, как ни пыхти…
Мы же Windows у них не можем копировать. Поэтому делаем свое программное обеспечение. А вот эти алгоритмы боевой работы чаще всего легче самому сделать, чем у кого-то пытаться скопировать.
«СП»: — Что говорить, если «Кока-колу» никто не может скопировать уже столько лет, хотя состав, вроде бы, известен…
— Условно говоря, здесь такая же точно история. Есть целый ряд мелких элементов, которые ты знаешь, из чего состоят, а воспроизвести не можешь, в связи с тем, что не знаешь технологического процесса.
Правда, предоставляя этот комплекс Турции, мы все же оговариваем в контракте, что они должны обеспечить военную тайну.
Был же инцидент в прошлом году, когда Индия допустила американцев на российскую атомную подводную лодку, несколько лет находившуюся у нее в аренде. И они там изучали, собственно говоря, военные секреты, которые, казалось бы, не должны были быть для них доступны.
То есть, мы, в принципе, в контрактах прописываем закрытость какой-то информации. Но все равно предусматриваем такую возможность, как «утечка», а также допуск иностранцев к этим объектам.
Поэтому и поставляем с буквой «Э» — экспортный. Не то, что идет на внутренний рынок.
Теперь, возможно, с нашей стороны будут оговариваться дополнительные меры по обеспечению секретности.
«СП»: — Но если мы уже даже странам НАТО даем возможность покупать наши «Триумфы», наверное, у нас есть, чем их заменить?
— Конечно. Это С-500 «Прометей», которые в следующем году у нас поступят на вооружение. Они по всем характеристикам превосходят даже «Триумфы». Хотя С-400, он является у нас таким базовым комплексом.
Еще вот-вот в войска начнут поступать ЗРК С-350 «Витязь». Шойгу говорил об этом.
Поэтому, собственно, комплексы есть.
Но С-400, это очень хороший комплекс, никто не отрицает его боевых характеристик. Единственное, что мы должны учитывать (я еще раз хочу обратить на это внимание), что его экспортная модификация, не та модификация, которая поступает к нам на вооружение. Она имеет ряд отличий, которые, даже если этот комплекс изучат за рубежом, в боевых условиях не позволят отключить, подавить или поставить помехи на наши аналогичные системы.
«СП»: — А что касается опасений американцев, относительно того, что если Турция купит С-400, то российские компьютеры смогут получить ценные данные о F-35 и повлиять на его живучесть в будущем, насколько они обоснованы?
— Это просто их фантазии. Здесь ничего нового нет. У нас же С-400 развернут в Сирии, а F-35 в Израиле стоят. И летают они над территорией Ливана, и видимы. И для нас особой угрозы не представляют.
Наверное, Турция и США рассчитывают, как бы посмотреть, видит ли С-400 реально их F-35. Но у нас, во всяком случае, такая возможность уже есть в Сирии.
С другой стороны, турки, я думаю, боятся, что в случае какого-то конфликта с НАТО, Patriot будет отключен, и система ПВО страны останется открытой. Поэтому они заинтересованы в приобретении наших «Триумфов».
Но я вовсе не исключаю, что Анкара в результате пойдет одновременно на закупки и С-400, и Patriot. Если, конечно, Конгресс США одобрит.
А он, скорей всего, одобрит. Поскольку сделка эта политическая.
Она завязана на вывод американских войск из Сирийского Курдистана для того, чтобы турки смогли сделать там свою «зачистку». После этого, я думаю, американцы туда в качестве советников вернутся. Потому что уж очень богат этот регион в нефтяном отношении.
Вот такая «многоходовка», которая предполагает: американцы идут на одни уступки, турки — на другие.
Американцы предают курдов, своих союзников, а Турция зачищает этот курдский анклав и берет его под контроль как Идлиб. Соответственно, у нее может появиться больше возможностей влиять на новое правительство Сирии, на ее новую Конституцию.
Одобрение сделки по Patriot, это лишь одно из условий. Но так будет проще Турции получить F-35.
Все завязано на том, чтобы Турция отказалась от контракта на С-400, пошла на его аннуляцию. И такое в перспективе я тоже допускаю.
Юрий Кнутов