«Веселые ребята» в Гвинейском заливе еще не почувствовали на себе методы борьбы ВМФ России
Захват африканскими пиратами контейнеровоза «Мэнди» (MSC Mandy) в Гвинейском заливе можно считать уже обычным делом — в здешних водах это дело привычное, подобное происходит с регулярностью раз в два-три месяца.
И тактика у разбойников отработана — напали, ограбили, взяли заложников для последующего выкупа. Так случилось и на этот раз. Судно под флагом Панамы, но с интернациональным экипажем на борту (20 россиян, 4 украинца и 2 грузина) подверглось дерзкому нападению всего в 20 милях от крупного порта Котоноу в государстве Бенин. Угрожая автоматами и ножами, пираты разграбили судно и скрылись на моторных лодках, прихватив с собой шестерых членов экипажа — россиян.Это только в детской песенке невинно поется: «Мы веселые пираты, корабли мы грабить рады. Никого мы не боимся, с кем угодно мы сразимся. Флаг пиратский развернем, золотишко заберем». Современные пираты стали серьезной угрозой морскому судоходству и на своем «бизнесе» зарабатывают десятки миллионов долларов. Кажется, что остановить их невозможно — уж больно шустрые и ловкие, а на гражданских судах нельзя иметь огнестрельное оружие. Возможно — было бы желание.
Вот еще совсем недавно у всех на слуху были сомалийские пираты, которые вольготно себя чувствовали в Аденском заливе и в водах вблизи Африканского рога. За десяток лет там было захвачено более 200 судов. Сейчас — тишина, в сообщениях о разбойных захватах судов Аденский залив как-то перестал фигурировать. Теперь эпицентр «пиратской вольницы» сместился на Западное побережье Африки, в частности в Гвинейский залив, где и захватили сейчас контейнеровоз «Мэнди» и заложников. Можно предположить, что сомалийские пираты сменили «прописку» и перебрались в более «жирный» уголок Мирового океана, став нигерийскими пиратами. Как бы не так.
Из Аденского залива «веселых ребят» буквально выдавили силой — в результате антипиратской операции «Аталанта», в которой к концу 2009 года было задействовано несколько десятков кораблей из 16 стран мира, в том числе и России. Тогда были достигнуты и первые успехи — корабль ВМС Индии уничтожил крупное пиратское судно-базу, ВМС Великобритании захватили и передали нескольких подозреваемых в пиратстве сомалийцев властям Кении. «Обознавшихся» в темноте пиратов, которые приняли военный корабль-заправщик ВМС Франции за гражданский сухогруз, тоже постигло глубокое разочарование. Но основным фактором снижения пиратской активности стало появление в регионе российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия сомалийским пиратам. На рею, надо полагать, не вздергивали, но огонь на поражение применялся регулярно, что, правда, особо не афишировалось перед глазами толерантных западных коллег.
Громкий резонанс получила операция по освобождению танкера «Московский университет» следовавший под либерийским флагом, но с российским экипажем на борту в Аденском заливе 6 мая 2010 года. На выручку пришел российский БПК (большой противолодочный корабль) «Маршал Шапошников». Накануне нефтеналивное судно подверглось нападению пиратов на удалении в 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах.
Здесь можно рассмотреть два факта, первый из которых — грамотные действия капитана и экипажа «Московского университета» при нападении, чего как раз не хватило сейчас команде «Мэнди». Судно стало активно маневрировать, препятствуя приближению моторных лодок пиратов и их проникновению на борт. В ход пошли пожарные брандспойты и сигнальные ракеты, а когда стало понятно, что подручными средствами отбить атаку вооруженных людей невозможно, капитан приказал спрятать всю еду и воду, а сам вместе с командой забаррикадировался в машинном отделении и закрыл доступ к силовой установке судна. Так же он сумел выйти на связь с БПК «Маршал Шапошников» и запросил помощи.
Ну, а дальше за дело взялись военные моряки и морская пехота. Когда вылетевший на разведку вертолет Ка-26 был обстрелян пиратами, по ним был открыт ответный пулеметный огонь — летчики знали, что экипаж находится в укрытии. Утром на штурм пошли скоростные надувные лодки и спецназ после небольшой перестрелки взял судно под контроль и обезоружил пиратов. Вся операция заняла менее получаса.
Судьба пиратов была печальна — до сомалийского берега никто из них так и не добрался. По версии Минобороны РФ они были отпущены — высажены в надувную лодку с небольшим запасом воды и продовольствия, но без средств связи и навигации. Вероятно, что не смогли добраться до побережья и утонули в море. По другой версии, уже сомалийской стороны, которую озвучил неназванный представитель пиратов, они были расстреляны, а их плавсредства потоплены. Впрочем, мирового скандала не последовало — остановились на российской версии.
Более «гуманными» можно признать действия другого российского БПК — «Адмирал Пантелеев», выполнявшего миссию по борьбе с пиратами у берегов Сомали. Задержав судно с «веселым Роджером», которое пыталось накануне захватить российский танкер «NS Commander», и убедившись по наличию оружия, штурмовым лестницам, большому количеству стреляных гильз на палубе в пиратской принадлежности корабля, его попросту взорвали. Самих пиратов, среди которых был один раненый в ягодицы (знали куда целить, передали местным властям. «Адмирал Пантелеев», к слову, не раз задерживал разбойничьи суда, в том числе при помощи вертолета, с которого высаживалась досмотровая группа. Посудины уничтожались на месте — в назидание другим.
Резонансность от подобных действий российских моряков в Аденском заливе была весьма эффективной — пираты просто боялись столкнуться с российским военным кораблем. А они там присутствуют и по сей день. И не только гоняются за надувными лодками пиратов, но и параллельно занимаются боевой подготовкой, проводят учения, чем, собственно, флот и должен заниматься в мирное время. Вот в конце 2018 года туда отправился БПК «Североморск» из состава Северного флота — на совместные российско-японские учения антипиратской направленности. Япония отправила к берегам Сомали эскадренный миноносец Икадзути — перенимать опыт российских моряков.
В Гвинейском заливе подобные меры безопасности почему-то не принимаются и пиратство, судя по последним фактам, расцвело там буйным цветом. А ведь опыт применения боевых кораблей имеется еще с советских времен, когда вызволять два траулера из севастопольской промысловой экспедиции «Холод» и «Ветер» к берегам Ганы отправился отряд боевых кораблей. Расчехленные пушки и ракеты возымели свой эффект и моряков отпустили вместе с судами.
Вероятно, что «точка терпения» к пиратам в Гвинейском заливе еще не достигла своего предела и они будут продолжать хозяйничать в этих водах. Пока не придут российские боевые корабли.