За границей бензин дорогой, в России — дешевый. Следовательно продавать моторное топливо там даже с учетом всех дополнительных издержек выгоднее, чем здесь. Реализуя его в России, нефтяные компании теряют деньги. Им это очень не нравится. Понимаете, к чему мы клоним?
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов заявил о том, что с начала года российские нефтяные компании уже потеряли 50 миллиардов рублей от продажи моторного топлива на российском рынке вместо того, чтобы торговать им на более выгодных альтернативных рынках.
Как сообщает news.mail.ru со ссылкой на слова главы «Лукойла», из этой суммы 35 млрд рублей — это потери от замораживания цен на топливо в России, оставшиеся 15 млрд — потери, которые вносит так называемый демпфирующий механизм. Аликперову обидно: этот механизм был разработан для того, чтобы стабилизировать рынок топлива в стране. Но почему тогда от этого должны страдать нефтяники?
«Когда мы еще теряем от того, что сдерживаем цены дополнительно, это не объективно, — заявил он. — Мы считаем и надеемся, что это будет поправлено».
Доводы главы «Лукойла» российские автомобилисты оценят едва ли. И потом, какие могут быть потери, если наше государство в тяжелые для него дни первым делом спасает именно нефтяные компании (а в последнюю — горячо любимый им (на словах) народ). Вот и демпфирующий механизм, который начал действовать с начала этого года, как раз и был разработан в качестве меры сдерживания внутренних цен на топливо. Государство взяло на себя обязательство компенсировать компаниям разницу между установленной базовой ценой топлива и более высокой экспортной. Это деньги наши с вами. Пусть в правительстве посчитают, сколько с начала года на этих компенсациях потеряли мы…
Чем недоволен Аликперов? Оказывается, в некоторые периоды нефтяникам приходится вместо получения компенсации платить государству. Это произошло из-за низкой разницы между ценой продажи нефти и нефтепродуктов в Европе, что является одной из составляющих формулы демпфера.
Короче, нефтяные компании активно критикуют демпфирующий механизм за то, что он не позволяет им зарабатывать столько, сколько им бы хотелось, и требуют его скорректировать. Но Минфин категорически против этого. По его мнению, пересматривать механизм демпфера с корректировкой в пользу нефтяных компаний (в ущерб для бюджета) нецелесообразно.
Есть один простой и очень доступный способ выйти из сложившейся ситуации. Такой, чтобы и нефтяники были довольны, и Минфин удовлетворен. Какой именно? Не, вам об этом лучше не знать…
Игорь Коваленко