Первые выстрелы Третьей мировой войны, о которой сегодня говорят все чаще, могут произойти в Арктике. Этот регион Крайнего Севера крайне важен для множества государств, готовых сцепиться между собой за его природные ресурсы, контроль над Северным морским путем и удобными точками для запуска межконтинентальных баллистических ракет.
Так уж вышло, что именно наша страна обладает максимальными преимуществами в Арктике: наибольшая протяженность береговой линии, порты, самый большой в мире ледокольный флот. Но наши западные «партнеры» не намерены спокойно терпеть эту «несправедливость» и намерены ее исправить.
Соединенные Штаты Америки требуют обеспечить свободный режим доступа в арктические воды. Пожалуй, Северный ледовитый океан – единственный на планете, где военное доминирование Пентагона на море не имеет определяющего значения. Самый могучий авианосец будет скован полярными льдами, превратившись в прекрасную мишень. Два «полуживых» старых американских ледокола не в состоянии обеспечить ВМС США свободную и круглогодичную навигацию в Арктике. У союзной им Канаде ледоколов еще меньше – всего один.
У России же их десятки, и активно строятся новые, все более мощные. Наибольшие надежды Москва возлагает на ледоколы проекта «Лидер» – настоящее чудо техники, способное осуществлять проводку среди льдов даже в зимнее время. Строиться они начнут в самое ближайшее время на верфи «Звезда» в Приморье. И вот именно по российским ледоколам в первую очередь США нанесли свой первый удар в грядущей арктической войне.
В прошлом месяце в Сенате США был представлен законопроект «О защите американской безопасности от агрессии Кремля», о чем мы рассказывали ранее. В нем были запланированы санкции против отечественного судостроения, которые, как ожидается, должны притормозить строительство ледоколов в России. Не дожидаясь его принятия, Вашингтон ввел 15 марта ряд ограничительных мер, среди которых оказались санкции против нескольких российских судостроительных предприятий: концерн «Океанприбор», «Судокомпозит», Петербургский машиностроительный завод «Звезда», Зеленодольский завод имени А.М.Горького, Ярославский судостроительный завод и другие.
Санкции адресные, но в перспективе могут стать секторальными. И это уже сейчас может быть большой проблемой. Так, за прошлый год Россия была вынуждена закупить за границей 1172 единицы судовых двигателей. Представитель ОК «Русал» Роман Андрюшин поясняет:
Из-за отсутствия производства литейных деталей в России многие группы двигателей не выпускаются, хотя разработаны и испытаны на стадии прототипирования. Например, поршневые двигатели мощностью до 1000 кВт. Также полностью импортируются подвесные моторы, что эквивалентно сумме более 5 миллиардов рублей.
Многие зарубежные поставщики могут испугаться риска попасть под вторичные американские санкции и прекратить вести дела с Россией. Быстро заместить их продукцию не получится, поскольку судостроение – одна из самых высокотехнологичных отраслей.
Необходимо отметить, что импортозамещение в судостроительной отрасли началось еще в 2014 году, когда начался разрыв производственных связей с Украиной. За это время удалось достичь определенных успехов. ОДК, завод имени Климова и НПО «Сатурн» смогли заместить основные силовые агрегаты, поставлявшиеся ранее из Незалежной. Однако работы впереди еще очень много, а фронт работ теперь станет еще шире. Процесс импортозамещения, вызванный санкциями США, может существенно задержать реализацию отечественных судостроительных программ.