Как и следовало ожидать, керченская провокация, устроенная ВМСУ в прошлом году, будет иметь очень серьезные и долгосрочные последствия. Не вполне однозначный с точки зрения международного права статус Крыма стал источником не только все новых санкций, но и военной угрозы для России.
Представитель США при Североатлантическом альянсе Хатчинсон заявила, что НАТО усилит свою группировку на Черном море с тем, чтобы гарантировать «безопасный проход украинских судов через Керченский пролив, Азовское море».
Заявление весьма многозначительное.Что до Азовского моря, то оно является внутренним для России и Украины. Заход в него военных судов третьих стран возможен лишь с согласия обеих сторон договора. Не вполне понятно, что там Хатчинсон собралась гарантировать и каким образом, если Россия выступит против.
С Керченским проливом куда сложнее. После перехода Крыма в состав Российской Федерации этот свершившийся факт, к сожалению, не был признан ни самой Украиной, ни странами, входящими в НАТО. Получился юридический казус: с точки зрения российского права, весь Керченский пролив находится в нашей юрисдикции, а по международному праву, в рамках которого свои заявления делает представительница США, крымский берег – украинский. Разумеется, российские пограничники действовали в рамках национального законодательства, когда останавливали флотилию ВМСУ, и были правы. Но конфликт налицо.
Запад выявил у России болевую точку, в которую можно отныне ткнуть в любое время. От экономических и политических санкций он постепенно переходит на более жесткие методы давления по линии НАТО. Что конкретно могут сделать в альянсе, чтобы обеспечить проход ВМСУ в Азовское море без согласования с Россией?
Самый провокационный сценарий – это если украинские суда пойдут в сопровождении военных кораблей НАТО, игнорируя сигналы Погранслужбы РФ остановиться. Для России это будет означать иностранное вторжение, на что военные будут вынуждены адекватно реагировать. Известный военный эксперт Константин Сивков так комментирует возможные сценарии:
В этом случае вполне возможен локальный военный конфликт с потоплением натовских кораблей, что сделать будет достаточно просто. Тем более что среди этих кораблей есть турецкий фрегат, и если этот фрегат пострадает, это приведет к конфликту между Россией и Турцией, что будет только на руку американцам.
Если президент Эрдоган по какой-то причине с подачи Вашингтона решит рискнуть своим кораблем, то Россия может получить четырнадцатую по счету русско-турецкую войну. Соответственно, можно будет забыть про строящийся газопровод, что будет на руку США. При самом жестком сценарии НАТО сознательно принесет в «сакральную жертву» несколько своих старых судов, чтобы иметь повод к военному столкновению с Россией. Однако в обозримом будущем вероятность этого очень невелика. Скорее, все пойдет по варианту постепенного нагнетания обстановки на Черном море и гонки военных бюджетов.
Так, согласно Конвенции Монтре, эскадра НАТО имеет право зайти в Черное море не более, чем на три недели. Однако ранее мы рассказывали, что альянс может обойти эти ограничения, создав отдельную эскадру стран черноморского бассейна, куда войдут Турция, Румыния, Болгария, Украина и Грузия. Последние своим флотом не располагают, что будет прекрасным поводом для США «развести» их на новые военные расходы. Заявления Хатчинсон об увеличении военного присутствия и разведывательной активности НАТО в целом укладываются в данную концепцию.
В этом можно усмотреть явную выгоду для США и неприятности для России, которая будет вынуждена тратить все больше денег на развитие ЧФ и укрепление Крыма и постоянно быть в состоянии напряжения в ожидании очередной провокации.