Антироссийские санкции, введенные Евросоюзом с подачи США, оказались бумерангом, прилетевшим аккурат по темени самим санкционерам. В то время как Россия развивает импортозамещение, занимается диверсификацией экономики и ищет альтернативы на востоке, на западе считают потери. И цифры выходят неутешительные.
Так, выступая на Ялтинском международном экономическом форуме, представитель австрийской делегации Детлеф Виммер рассказал, что бизнес в Австрии и других странах ЕС потерял из-за антироссийских санкций до 100 млрд долларов. Цифра колоссальная, и можно было бы подумать, что Виммер преувеличивает, но нет.
Схожие цифры звучали на полях ООН еще два года назад. Идрис Джазаири, спецдокладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на права человека, сообщил, что Евросоюз потерял в два раза больше, чем Россия, и что этим деньгам можно было бы найти лучшее применение.
Во Франции продовольственное эмбарго нанесло удар по сельскохозяйственному сектору. Производители свинины, овощей и молочной продукции уже потеряли как минимум 8 млрд евро. Единственное, что хотя бы частично спасает ситуацию- это сотрудничество с Китаем, милостиво предоставившим французам свой рынок.
Но больше всего от санкционной войны с Россией страдает Германия. На ее долю приходится до 40% от общих потерь Евросоюза. По данным Института мировой экономики, лишившись российских рынков, экономия ФРГ несет убытки в размере 727 млн долларов ежемесячно! Маркус Фронмайер из «Альтернативы для Германии» называет сумму чуть меньше, 618 млн евро, но от этого не легче. Парламентарий настаивает, что ограничительные меры не только не имеют смысла, но и противоречат национальным интересам Германии.
Россия со своей стороны неоднократно заявляла, что снимет продуктовое эмбарго, как только страны Евросоюза отменят санкции. Ограничения во взаимной торговле никому не несут выгоды, мы тоже от них теряем. Но и находим. Россия использовала сложившуюся ситуацию как стимул к развитию. За последнюю пятилетку мы не только спокойно существуем в условиях санкций, но и развиваем новые отрасли промышленности. Это – повод для Евросоюза задуматься, а так ли эти санкции вообще нужны?