Вильнюс начал покупать сжиженный газ из России для своего СПГ-терминала.
Считалось, что Россия в СПГ-гонке должна была проиграть. Во-первых, потому что ее мегамамонт — «Газпром» — вовремя якобы не проявил к теме достаточно внимания. Во-вторых, потому что русские всегда медленно перенимали технологические новшества, норовя максимально долго почивать на лаврах прошлых достижений.
После традиционно долгого запрягания, когда Россия выйдет на старт, все остальные уже давно успешно финишируют.Самое главное, СПГ-терминалы позволят любому потребителю покупать газ там, где он окажется дешевле, а не только у «Газпрома», потому что у него тут единственная труба. И никаких тебе проблем с долгосрочными контрактами и длительными трендами. А самое главное — никаких этих русских заморочек с принципом «бери или плати». Потребитель всегда прав. У кого и по чем брать — он решает исключительно сам.
На этом идеальном принципе, в частности, был основан «гениальный план» Литвы по обретению энергетической независимости от коварной России. В декабре 2014 года они запустили в порту Клайпеды взятый в долгосрочный лизинг СПГ-терминал с громким именем «Независимость» (Independence). Он должен был обеспечивать литовцев газом из Норвегии. Но с самого начала что-то пошло не так.
Не успели подмести конфетти после торжественного мероприятия, как местные эксперты пришли к неутешительному выводу: даже в лучшем случае норвежский газ окажется минимум на 10% дороже российского. Голубое топливо, пришедшее по русской трубе, уже в те времена стоило около 361 доллара за тысячу кубических метров.
Даже если пополнять емкости терминала в периоды самого рыночного минимума, все равно газ в Норвегии обходился в 328,9-365,5 доллара. Сжижение и потом регазификация — еще 60 долларов. Расходы на обслуживание Independence выливаются в 145 долларов. Ну и хотя бы 5 долларов прибыли, все-таки рыночная же экономика! Итого 538,9 доллара за тысячу кубов, тогда как русские отдают в 1,49 раза дешевле.
Чтобы как-то сгладить впечатление, с 2015 года в Литве было введено официальное правило, обязывающее всех крупных потребителей не менее 65% потребляемого газа покупать у СПГ-терминала и только остаток добирать у «Газпрома». Это несколько улучшало статистику, но не отменяло сути. Успешное вытеснение российского газа норвежским осталось только в репортажах местных СМИ.
В течение трех лет Вильнюс отчаянно искал выход из положения. Год ушел на уговоры норвежцев снизить обязательства по гарантированным закупкам с изначальных 4 до 0,6 млрд кубических метров. На том основании, что самой Литве столько не надо, а соседи, на сбыт которым проект рассчитывался изначально, газ почему-то не берут. Не иначе тайная рука Москвы до них дотянулась.
В 2017 залить Европу и, в частности, Прибалтику неограниченным объемом дешевого газа пообещали США. На радостях литовцы даже законтрактовали партию. Но после ее доставки в августе, экономисты сильно погрустнели лицом. По данным Еврокомиссии в первом квартале того года Россия по трубе поставляла газ по 180 за тысячу кубов. Падение нефтяных цен привело к снижению и газовых. Не только у «Газпрома», у всех. Норвежское предложение просело до 241 доллара. Американский же газ, со всеми сопутствующими издержками, вылился в 254, что давало на выходе 402 доллара за тысячу кубов для внутреннего потребителя.
Пока Литва изобретала философский камень, в мире развивались три параллельных процесса. Во-первых, Америка продолжала виртуально продавать существующий лишь в ее фантазиях безграничный объем американского СПГ. Во-вторых, также больше по инерции, в мире продолжалось строительство СПГ-терминалов. Преимущественно в Азии. Спрос на газ поднял ценовые прогнозы там на 2019 год выше 350 долларов за килокуб газа. Норвегия предполагает держать отпускные цены на отметке в 265 долларов. Трубопроводный контракт «Газпрома» ожидается в районе 167. В-третьих, без особого шума свои мощности по сжижению методично строили русские.
Не только на далеком Ямале, но и, например, Криогаз-Высоцк в Ленинградской области мощностью в 660 тыс. тонн СПГ в год. Как на днях сообщило агентство Reuters, предприятие не только уже вступило в строй, но в период с 31 марта по 16 апреля 2019 года отгрузило семь партий продукции общим объемом в 67 тыс. тонн из порта Высоцк. Из них два газовоза ушли в финские порты Торнио и Тахколуото, еще два отправились в Швецию (в Висби и Нинашамн), а еще три партии СПГ принял… литовский порт Клайпеда.
Причем, ни литовские официальные власти, ни пресс-служба компании-эксплуатанта Independence об этом до сих пор не обмолвились ни словом. Хотя, конечно, понять их можно вполне. С «независимостью», особенно от российского газа как-то явно сей факт не срастается. Вот уже четыре года подряд терминал загружен не более 20% своих технических возможностей, тогда как для достижения хотя бы точки безубыточности необходимо держать не ниже 35-38%. Игры с принуждением потребителей через законы помогают слабо. Вернуться на поклон к «Газпрому» нельзя по медийным и политическим соображениям. Пиарщики слишком перестарались с обещаниями.
А тут завод компании «Новатэк», где газ столь соблазнительно дешевый. Надо брать, ведь не у «Газпрома» же! Но публике об этом говорить все-таки не стоит. Как ни крути, а газ все же идеологически неправильный. Так что лучше как-нибудь тишком.
Что, собственно, и произошло. Потому что законы экономики обмануть нельзя. Если, конечно, у вас нет доброго миллиардера-мецената, согласного ваше упрямство из своего кармана оплачивать. Такого дядюшки, даже звездно-полосатого, у прибалтов не оказалось.
Вот круг и замкнулся. Никуда они с подводной лодки не делись (вспоминая один популярный анекдот). Газ Литва все равно берет российский, только еще тратится на его регазификацию и платит за содержание терминала. Между прочим, в том числе, отдавая норвежцам дань до 90 долларов за тысячу кубов в виде аренды судна. Такова в итоге вышла их плата за независимость. Впрочем, тут ведь демократия, хозяин — барин. Каждый сам носитель собственных граблей. Клиент всегда прав. Любой каприз за ваши деньги.