В Северодвинске на воду спускают подводную лодку особого назначения – носителя стратегических подводных аппаратов «Посейдон»
Первый штатный носитель стратегических беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» спускают сегодня на воду на заводе «Севмаш» в Северодвинске на Белом море. Этим носителем является атомная подводная лодка специального назначения проекта 09852 «Белгород».
Она сама по себе, даже не говоря о «Посейдонах», является, по сути, новым поколением субмарин. Нет, не потому, что является чем-то принципиально отличным от того, что строится и вводится в строй сейчас (кстати, то же Северодвинское машиностроительное предприятие должно в 2019 году передать флоту стратегический ракетоносец проекта 955А «Князь Владимир» и многоцелевую подлодку проекта 885М «Казань»). Нет, «Белгород» – это видоизменённый под новые задачи, снабжённый двумя реакторами, но сущностно тот же подводный крейсер проекта 949А «Антей», каким был, например, трагический и героический «Курск».
Принципиально новым этот аппарат становится в силу того, что готов решать – под это и видоизменялся – новые, ранее не свойственные стратегическому подводному флоту задачи.
Что за задачи? По сути – третье стратегическое направление.
ПЛАРБ «Юрий Долгорукий». Фото: www.globallookpress.com
Первым было обеспечение безопасности страны через возможность нанесения уничтожающего ядерного удара по США силами стратегических подводных ракетоносцев. Этот тип сегодня воплощается в том самом проекте 955/955А «Борей», три представителя которого – ПЛАРБ «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» – уже выполняют боевые задачи в составе ВМФ России, ещё один проходит заводские ходовые испытания, а четыре – строятся. Хотя, разумеется, на боевом дежурстве стоят ПЛАРБ и предыдущих проектов.
И вот «Белгородом» проекта 09852 открывается третье стратегическое направление – освоение подводных просторов, как военное, так и научное с экономическим, закрепление на океанском дне, контроль за всей толщей водного пространства. В этих целях «Белгород» и сделан самой длинной подлодкой в мире – 184 метра, с подводным водоизмещением почти 24 тысячи тонн, с 30-метровым особым отсеком, приспособленным под отправку под воду и различных беспилотных аппаратов, и оборудования, и людей.
Фото: www.globallookpress.com
Точные данные по изделию засекречены, однако из открытых источников известно, что скорость лодки под водой составит 33 узла, предельная глубина погружения – 500 м, мощность силовой установки из двух ядерных реакторов ОК-650В составит 380 МВт, экипаж включает 130 человек – не считая десанта.
Этакая красота – подводная пехота! Новый вид войск, получается…
В плане вооружения известно крайне мало. В открытых источниках упоминаются два вида торпедных аппаратов: 2×650-мм и 4×533-мм. Ракеты? Неизвестно точно, но вроде бы – да. Да и как без них? Значит, «Калибры-ПЛ» и «Цирконы» из универсальных «стаканов».
Зато относительно оборудования, с которым будет уметь обращаться «Белгород» (и «Харьков», который тоже строится под аналогичные цели), утечек было несколько. И, похоже, вполне целенаправленных.
Из подобных утечек стало известно, что «Белгород» может быть носителем автономных глубоководных станций (АГС) проекта 18511 «Палтус». Это продолжение АГС проекта 18510 «Нельма» – глубоководных технических средств в ведении Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны, предназначенных для контроля за передвижением вражеских подлодок, постановки помех для них, не позволяющих отслеживать маршруты русских АПЛ, сбора разведывательных данных и тому подобного. Вплоть до подъёма секретного оборудования с затонувших кораблей противника. Работают такие станции на глубине до 1 км. И работают довольно давно – проектирование их началось ещё в 1965 году. И не только автоматически, но могут нести в своём «чреве» и человека, чья профессия называется примечательным словом «гидронавт». Подчиняются эти молчаливые люди непосредственно министру обороны России.
По озвученным версиям, на «Белгороде» будет стоять также геофизический комплекс «Магма». Он разработан для ведения геологоразведочных работ на шельфе, прежде всего – на том же арктическом. А значит, флот внесёт свой вклад в изучение океана, в разведку полезных ископаемых, в монтаж оборудования на морском дне, в том числе и добывающего.
«Клавесин-2Р-РМ». Фото: www.globallookpress.com
Звучало и такое название части будущего вооружения «Белгорода» как «Клавесин-2Р-РМ». Об этом проекте известно, что это – маленькая, чтобы не сказать карликовая (6,5 м в длину) подлодка, которая, однако, способна погружаться на глубину 2 км. «Лодка» эта, впрочем, необитаемая, то есть являет собой морского робота, который уже проходил натурные испытания на полигоне возле Феодосии в Крыму. В аппарате установлены видеокамера, детектор магнитных аномалий, датчики температуры и электропроводности и прочие важные для обнаружения противника – или его следов – приборы. Не исключено, впрочем, и вооружение боевой частью.
О чём не говорят, но что логично напрашивается в этот список, – ряд подводных беспилотников и роботов, которые разрабатываются ныне в различных научных центрах России. А таковых в разработке находится не менее 17.
«Посейдон». Фото: www.globallookpress.com
Передача такого универсального орудия как «Белгород» Военно-морскому флоту ожидается в 2020 году, после прохождения ходовых и государственных испытаний.
Американцы догоняют
То, что такой путь развития подводных военных сил верен, показывают лихорадочные усилия США в попытках догнать Россию в данном секторе.
Так, американцы буквально с потной спиной стараются тоже освоить это самое «третье стратегическое направление», но через поиски способов расширения «шлюзовых» возможностей торпедных аппаратов. Они стремятся использовать эти аппараты для запуска подводных беспилотников, упакованных в специальные контейнеры. Соответственно, этот путь предусматривает всевозможное расширение номенклатуры возможностей БПА. Грубо говоря, через создание длинной линейки подводных роботов.
Насколько это удастся, насколько это вообще верное направление – покажет время. Но пока – американцы нас догоняют.