Двадцать лет назад, в ночь с 11 на 12 июня, состоялся знаменитый «бросок на Приштину» — шестисоткилометровый рейд в Косово российских десантников и захват аэродрома Слатина.
За прошедшие двадцать лет операция российских десантников обросла множеством легенд, о ней снимали фильмы и писали книги. Хотя с чисто военной точки зрения она ожидаемого результата не принесла, а эффект от ее проведения был, скорее, моральный. В России и российской армии еще не забыли горечи первой чеченской кампании, а бросок на Приштину смог в какой-то мере продемонстрировать наличие у нашей страны мобильных и способных действовать весьма оперативно подразделений.
Сложно объяснить зачем, но в высших эшелонах власти весной 1999 года (в разгар агрессии НАТО против Югославии) решили показать натовским «партнерам», что Россию рано списывать со счетов, и что страна имеет свое мнение относительно югославских событий, с которым надо считаться. Вот почему базировавшийся в Боснии и Герцеговине сводный батальон российских десантников-миротворцев получил приказ с самого «верха» войти в Косово и занять приштинский аэропорт Слатина. Этот аэропорт был единственным в тех краях, способным принимать большинство типов самолетов, включая военно-транспортные. В перспективе, если занятие Слатины привело бы к конфликту России и НАТО, планировалось перебросить в Косово дивизию ВДВ и военную технику.
Правда, в Кремле позабыли, что времена СССР прошли и что перебросить дивизию и даже батальон по воздуху невозможно, так как Югославию на тот момент окружали со всех сторон страны НАТО, которые однозначно не разрешили бы пролет российским самолетам через свое воздушное пространство. Да и при тотальном господстве в воздухе авиации НАТО это также сделать было бы нереально. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. С противоположной стороны, из Македонии, к Приштине выдвинулась колонна английской бронетехники во главе с британским генералом Майклом Джексоном, командующим силами НАТО на Балканах.
Эту гонку выиграли российские десантники, которые в два часа утра вошли в Приштину, а в семь часов утра заняли аэропорт Слатина. Англичане подошли к аэропорту через четыре часа и были немало удивлены, увидев на взлетном поле российские бронетранспортеры и грузовики. Британцы под руководством генерала Джексона попытались было въехать на территорию аэропорта, но десантники не пустили их под угрозой применения оружия. Назревал конфликт, однако генерал Джексон не стал форсировать события, ограничившись лишь окружением аэропорта и вступив в переговоры с российскими офицерами во главе с генерал-полковником Виктором Заварзиным.
Стоит отметить, что в случае конфликта, вооруженные легким оружием десантники вряд ли смогли бы долго удерживать аэропорт, так как англичане превосходили их численно, имели танки и ударные вертолеты. В случае чего, им на помощь могла прийти штурмовая авиация НАТО, так что шансы на успешное противостояние с натовскими войсками у наших миротворцев были минимальные. На помощь из России тоже можно было не рассчитывать, по описанным выше причинам.
Генерал Джексон это прекрасно понимал, поэтому решил взять десантников «измором» и дипломатией. У миротворцев вскоре банально начали заканчиваться продукты и вода, за последней пришлось обращаться к англичанам. Тем временем в Кремле горячие головы остыли и больше не изъявляли желания вступить в конфронтацию с НАТО. В результате переговоров было принято решение оставить аэропорт Слатина под совместным российско-натовским контролем, и уже в октябре того же года аэропорт начал отправлять первые пассажирские рейсы. Аэродромом также беспрепятственно пользовалась военно-транспортная авиация НАТО.
Венгрия и Болгария, ранее закрывшие для российских военно-транспортных самолетов свое воздушное пространство, пропустила несколько самолетов с продуктами и материалами для обустройства миротворческого батальона, который находился в Косово до 2003 года, после чего был выведен.
Таким образом, «бросок на Приштину» не привел к каким либо положительным результатам как для Югославии, так и для России, вместе с тем занятие аэропорта не стало и серьезным поводом для конфликта России с НАТО. В те годы президента Ельцина воспринимали на Западе как договороспособного и «рукопожатного» партнера, который практически всегда шел на уступки, поэтому на российских десантников в Приштине попросту закрыли глаза, прекрасно понимая, что занятие аэропорта Слатина — это всего лишь попытка России хорошо выглядеть в плохой ситуации. К тому времени Югославия, союзник России, безоговорочно проиграла войну с НАТО, и надо было как-то подсластить горькую пилюлю. Грубо говоря, западные лидеры чудачество президента не восприняли всерьез, прекрасно понимая, что ситуация все равно складывается в их пользу и они свое все равно получат. Так впоследствии и вышло.
Вместе с тем, российским десантникам есть чем гордиться: они поставленный приказ выполнили и не их вина, что результаты марш-броска были сведены на нет политиками. Можно не сомневаться, что если бы дошло до вооруженного столкновения с англичанами, российская крылатая пехота стояла бы до конца и в очередной раз обессмертила бы русское оружие.