Более 30 лет данные о крупномасштабном загрязнении хранились под грифом «совершенно секретно», и лишь после аварии на Чернобыльской АЭС под гнётом общественного давления о них начали говорить.
Химкомбинат №817, впоследствии получивший название «Маяк», стал первым в СССР предприятием по получению атомного взрывчатого вещества – плутония-239. Радиоактивные отходы от его производства хранили в ёмкостях из нержавеющей стали – банках, которые помещали в железобетонные каньоны глубоко под землёй. В них постоянно циркулировала холодная вода, уровень и температуру которой контролировали специальные датчики.
Город Озёрск.
Высокорадиоактивный раствор в банку № 14, ставшую причиной трагедии, залили в апреле 1957 года. На момент взрыва активность содержащихся в ней отходов достигала 20 миллионов кюри. Это в два с половиной раза меньше, чем выброс во время катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Город Озёрск.
Что именно заставило отходы сдетонировать, до сих пор неизвестно. Комиссии, экстренно собранной министерством среднего машиностроения для расследования инцидента, пришлось восстанавливать события по показаниям очевидцев. По словам рабочих, которые были в хранилище за 40 минут до взрыва, там ощущалась сильная жара и клубился жёлтый дым.
Химкомбинат №817, впоследствии получивший название «Маяк», стал первым в СССР предприятием по получению атомного взрывчатого вещества – плутония-239.
Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, ёмкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ. Часть радиоактивных веществ была поднята взрывом на высоту 1—2 км и образовала облако, состоящее из жидких и твёрдых аэрозолей.
Завод «Маяк».
В течение 10—12 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300—350 км в северо-восточном направлении от места взрыва (по направлению ветра). В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината «Маяк», военный городок, пожарная часть, колония заключённых и далее территория площадью 23 000 км² с населением 270 000 человек в 217 населённых пунктах трёх областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Сам Челябинск-40 не пострадал. 90 % радиационных загрязнений выпали на территории химкомбината «Маяк», а остальная часть рассеялась дальше.
Бетонные перекрытия хранилища радиоактивных отходов раскидало на десятки метров.
Комиссия определила, что взрыв был химической, а не ядерной природы. Но это мало утешало.
Завод «Маяк» сваливал радиоактивные отходы в реку Теча.
Образовался обширный Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС) примерно 300 километров в длину и около 10 километров в ширину. Он заразил радиацией не только территорию Челябинской области, но также задел Свердловскую и Тюменскую области.
Правительственная комиссия, образованная в ноябре 1957 года, провела обследования и установила, что населённые пункты Русская Караболка, Юго-Конёво, Алабуга и посёлок Конёвского вольфрамового рудника находятся в районе интенсивного загрязнения. Принято решение об отселении жителей загрязнённой зоны (4650 человек) и запашке расположенных в полосе загрязнения 25 тыс. га пахотных земель.
В целях предупреждения опасного влияния загрязнённой территории на окружающее население в 1959 году правительство СССР приняло решение об образовании на этой части ВУРСа санитарно-защитной зоны с особым режимом. В неё вошла территория, ограниченная изолинией 2—4 кюри на квадратный километр по стронцию-90, площадью около 700 км². Земли этой зоны признаны временно непригодными для ведения сельского хозяйства. Здесь запрещается использовать земельные и лесные угодья, водоёмы, пахать и сеять, рубить лес, косить сено и пасти скот, охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Без специального разрешения сюда никто не допускается. В 1968 году на этой территории создан Восточно-Уральский заповедник.
Восточно-Уральский радиационный заповедник.
Восточно-Уральский заповедник был создан в 1966 году. Он находится на территории Каслинского и Кунашакского районов Челябинской области. Его общая площадь – 16616 гектар. С севера на юг заповедник вытянут на 24 километра, а с запада на восток – 9 километров. Всего протяженность по периметру – 90 километров.
В 1958—1959 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению, специальные механизированные отряды произвели ликвидацию и захоронение строений, продовольствия, фуража и имущества жителей. После аварии на всей территории ВУРСа ввели временный запрет на хозяйственное использование территории.
Эвакуированные дома на территории Восточно-Уральского радиоактивного пути уже заняты новыми жителями. Возможно, им просто некуда больше идти.
Социально-экологические последствия аварии оказались очень серьёзными. Тысячи людей были вынуждены покинуть места своего проживания, многие другие остались жить на загрязнённой радионуклидами территории в условиях долговременного ограничения хозяйственной деятельности. Положение значительно осложнялось тем, что в результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись водоёмы, пастбища, леса и пашни.
Коровы у реки Теча. Коровы неэвакуированных жителей деревни отправляются на пастбище недалеко от Течи. Вот уже 50 лет люди здесь употребляют радиоактивное молоко и молочные продукты, едят радиоактивное мясо и пьют радиоактивную воду.
В течение длительного времени в Советском Союзе об этой крупной аварии ничего не сообщалось. Сведения скрывались официальными властями от населения страны и от жителей Уральского региона, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения. Однако скрыть полностью аварию 1957 года оказалось практически невозможно, прежде всего из-за большой площади загрязнения радиоактивными веществами и вовлечения в сферу послеаварийных работ значительного числа людей, многие из которых разъехались потом по всей стране.
Памятник ликвидаторам Кыштымской аварии.
Берег реки Теча.
Отходы предприятия *Маяк* долгое время сливались в реку Теча.
Завод «Маяк».
Озёрск по периметру огорожен колючей проволокой.
ПО «Маяк».
Строящееся хранилище ядерных отходов. ПО «Маяк».
Строящееся хранилище ядерных отходов. ПО «Маяк».