На сайте «Эхо Москвы» появился текст под странным заголовком «От Николая Второго к Владимиру Путину – письмо президенту РФ». Автор послания – троица из числа ведущих активистов либеральной оппозиции. Это – небезызвестный политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз правых сил» Леонид Гозман, писательница Людмила Улицкая (признавшаяся недавно в интервью австрийской газете, что «стыдится гимна России»), и Дмитрий Орешкин, запомнившийся неудачной попыткой стать депутатом Госдумы от «Союза правых сил» и участием в беспорядках на Болотной площади.
Сразу скажем, что это, скорее, даже не письмо, а ультиматум, фактически – угроза.
Либералы прямо предрекают главе государства, что его ждет «неизбежная погибель». Авторы послания, имея в виду недавние митинги в Москве, заявляют ему: «…насилие над мирными гражданами в Москве и в других городах, осуществлялось по Вашему прямому распоряжению или, как минимум, с Вашего ведома и одобрения. Но мы не уверены в том, что Вы, поставив себя в условия информационной изоляции, осознаете все последствия последних событий для страны и для себя лично».
А дальше переходят уже к прямым угрозам. «Ответив силой на мирный протест, Вы и Ваша команда лишили людей надежд на эволюционные преобразования – надежда теперь только на Ваш физический уход или на взрыв».
И далее: «Тысячи людей Вы толкаете на путь жесткой силовой борьбы и на подполье. Сотни тысяч, если не миллионы, не участвуя в такой борьбе сами, будут сочувствовать ей и оказывать моральную поддержку людям, активно противостоящим Вам и Вашей системе. Как в свое время Николай Второй, Вы готовите в стране революцию».
Таким образом, угроза прозрачна: физическое устранение главы государства («Ваш физический уход», или «взрыв»), что не может означать ничего иного, кроме как угрозы попытки силового переворота («жесткой силовой борьбы»), а для начала – перехода к партизанским, т.е. террористическим действиям.
Подписанты обвиняют президента в том, что он «не остановится перед кровью», но это, как они уверены, будет означать лишь попытку «заткнуть пробкой жерло вулкана». А объясняя причины своих призывов к свержению законной власти, они заявляют, что будто бы «в основе – желание граждан, особенно, молодых и образованных, жить в нормальной европейской стране».
Мало того, либеральная троица объявила, что оппозиция уже не собирается вести мирный диалог с властью. «Многие из тех, кто были настроены на диалог с властью, многие из тех, кто готов был говорить даже с руководством КПСС, считают уже, что разговаривать с Вами бессмысленно – накопился опыт несоответствия Ваших слов Вашим делам. Не знаем, все ли они будут «с жестокой радостию» видеть Вашу неизбежную погибель, но они, в большинстве своем, уже не верят, что Вас можно в чем-то убедить».
Тут подписанты цитируют фразу из оды «Вольность» Пушкина, которая звучит так:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Намек прозрачен: именно такую судьбу они прочат главе нашего государства. Забывая, конечно, при этом, что речь-то идет не о монархе от рождения (верным слугой которого, кстати, стал потом сам автор оды «Вольность»), а о человеке, которого выбрало на этот пост (уже несколько раз подряд!) подавляющее большинство населения России. Революционеры прошлого жаждали свергнуть верховного правителя потому, что тот тогда не избирался народом, а правил по праву рождения, как «помазанник Божий». Они алкали демократии, выборной власти, хотели править сами. И царь им эту демократию дал – в России была создана Государственная Дума, парламент. Но этого им показалось мало. Когда же мечты революционеров, которых поддерживала «прогрессивная общественность», наконец-то осуществились в феврале 1917 года, то это обернулось для страны страшной трагедией.
Но дело даже не в этом. Сегодня ситуация в России совершенно другая.
И они не могут не знать, что отвергая нынешнего главу государства, они тем самым выступают против воли российского народа, фактически призывают к путчу, к свержению законной власти, посягают на Конституцию.
И что подобные действия в нашей стране (да и в любом другом демократическом государстве мира) являются уголовным преступлением. Ведь речь, в данном случае, идет не о «свободе слова», гарантированной конституцией, а именно о преступном подстрекательстве, призыву к госперевороту.
Почему же они так возбудились, что делают преступные провокационные заявления, ничего не опасаясь, почему с такой легкостью ставят ультиматум власти? Думается, от безнаказанности. Провели в Москве серию незаконных акций, в итоге которых, несмотря на все крики о «репрессиях режима», отделались легким испугом и небольшими штрафами. Лишь несколько особенно злостных нарушителей арестовано. Власть поступила с ними необыкновенно мягко. Да и вообще проявляет по отношению к либералам завидную снисходительность. Свободно работают все их СМИ, в том числе информационный рупор и организатор незаконных протестов «Эхо Москвы», их представители сидят в многочисленных государственных структурах и общественных организациях, на свободе практически все их главные идеологи и пропагандисты, призывающие в Москве к Майдану, им дозволено высказывать свои взгляды даже с экранов государственного телевидения.
А потому подписанты-подстрекатели уверены, что власть, несмотря на всю мощь спецслужб и армии, на самом деле слаба, колеблющаяся, и не опасаются от нее жесткого отпора. А кроме того рассчитывают на своих зарубежных покровителей, которые открыто поддерживают и финансируют в России «пятую колонну».
И, быть может, надеются еще на своих единомышленников во властных структурах, которые пока сидят тихо. Как в недавнем фильме «Спящие». Надеясь, что те, в решающий момент «проснутся».
Но так или иначе ясно: ультиматум власти либералами поставлен. Как она на него ответит?