Весь июнь, а особенно июль и начало августа, в итоговых программах по телевидению, словно в сводках Совинформбюро, вещают о десятках, сотнях тысяч, а теперь и миллионах гектаров лесов, пройденных так называемыми «природными» пожарами.
А природными ли?
Слабо верится, что сотни возгораний возникли из-за ударов молний!
Другие природные причины типа разбитых стеклянных бутылок или самовозгорания торфяников в засушливую погоду крайне редки.
Не результат ли это действий специальных диверсионных групп или щедро оплаченных кем-то одиночек, проникающих в глухие таежные дебри с единственной целью — навредить, и как можно сильнее. Что и случилось.
Страна потеряла уже более 11 млн га ценных сосново-кедровых, пихтовых, лиственничных и еловых лесов, миллионы животных и растений, в том числе и краснокнижных, — убытки составят многие триллионы рублей.
Восстановление пройденных пожарами территорий в прежнем виде будет продолжаться не менее 60–70 лет.
Сперва на горельниках появятся травы (чаще — злаки), затем молодняки лиственных пород, в основном березы, и только по прошествии 20–30 лет, через смену пород, — хвойные, по большей части сосняки, ельники, пихтарники.
Кедр естественным путем появится много позже. Опустыненные, заваленные полусгоревшими стволами, сучьями и пеплом территории покинут не только чудом уцелевшие по не тронутым огнем островкам и низинам звери, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, но и люди, существовавшие, в основном, за счет окружавших поселки лесов и вмиг оказавшиеся среди черной, безжизненной пустыни. Не эту ли цель преследовали поджигатели?
Освободить некогда заселенные, а значит, осваиваемые и охраняемые территории от местного населения? Этим вопросом давно необходимо заняться компетентным органам.
Почему на местах власти допустили такое безобразие, почему вовремя не локализовали очаги возгорания, не подняли народ, не выявили истинных причин бедствия? Хорошо еще что охота в этот период закрыта, а то бы свалили все на охотников, «на их патроны, снаряженные газетными пыжами, с черным порохом».
Причина кочует в некоторых антиохотничьих публикациях уже десятки лет, несмотря на то что данный способ заряжания — «преданья старины глубокой».
А причин несколько. Слабое информирование населения об осторожном обращении с огнем, особенно весной и летом, в засушливое время.
Напоминания об этом должны звучать по радио и телевидению постоянно; на каждой доске объявлений, каждом колодце, клубе, магазине должны висеть листовки соответствующего содержания.
Недостаток воспитательной работы среди молодежи в семьях, детских садах, школах, на предприятиях.
Ликвидация некогда функционировавшего как часы и просуществовавшего чуть более 200 лет лесного департамента с его стройной системой ведения лесного хозяйства. А было так.
Высшее звено управления отраслью — Госкомлес СССР и Министерство лесного хозяйства РСФСР. В каждой области, республике, крае — Управление лесного хозяйства, подчинявшееся вышестоящей организации.
Каждый район области имел свой лесхоз с несколькими специальными отделами и большим штатом высококвалифицированных работников, пожарно-химическими станциями, наблюдательными вышками, телефонной и радиосвязью.
В пожароопасный период велось круглосуточное наблюдение за лесами, назначался ответственный за пожарную безопасность и дежурила группа быстрого реагирования. Труднодоступные территории на самолетах и вертолетах патрулировала служба Авиалесоохраны с летчиком-наблюдателем на борту.
Заметив очаг возгорания, передавали его координаты, и немедленно высылали отряд специально подготовленных пожарных-десантников для ликвидации пожара.
Территория лесхоза, в свою очередь, подразделялась на лесничества, конторы которых были расположены непосредственно на подчиненной территории.
Лесничествами руководили лесничие с высшим (лесным) образованием, иногда со среднетехническим и комплектовались несколькими квалифицированными мастерами (техниками) лесного хозяйства, каждый из которых отвечал за свой участок.
Низшее звено лесничества — штат лесников (лесных сторожей) включал определенное количество местных мужиков, живущих в деревнях или даже на кордонах, на подконтрольной им территории. Каждый из них отвечал за свой обход в несколько тысяч га.
А еще были постоянные и временные рабочие, которые под руководством работников лесничества проводили все необходимые работы: посадку, уход за лесом, расчистку просек, уборку бурелома, борьбу с вредителями, а в случае чрезвычайной ситуации участвовали в ликвидации возгораний.
В общем, большая организованная и ответственная сила! Каждое незаконно срубленное дерево, а тем более возгорание на подконтрольной территории немедленно становилось известно, и при серьезном пожаре «всем миром» принимали меры к его ликвидации, поэтому большие по площади горельники были довольно редки.
Теперь лесхозы ликвидировали, лесных сторожей (лесников) сократили, леса отдали арендаторам, основная забота которых получение максимальной прибыли путем заготовки деловой, чаще хвойной древесины. И их не волнуют глухариные тока, медвежьи берлоги, районы отстоя лосей зимой, водоохранные и защитные насаждения…
Не пора ли восстановить прежний порядок ведения лесного хозяйства, прекратив незаконные рубки, в корне не допуская распространения пожаров на значительные территории и сохранить наше национальное богатство — лес, а с ним и воздух, воду, животных для будущих поколений?
ОТ РЕДАКЦИИ
На начало августа в России лесными пожарами была охвачена территория почти в 3 млн га — это составляет площадь Бельгии. Наиболее катастрофическая ситуация сложилась в Иркутской области, Красноярском крае, Якутии и Бурятии.
Площадь лесных пожаров в России, по информации «Авиалесохрана», день ото дня увеличивается. Как отмечает «Тайга.инфо», на сегодня общая площадь пожаров в четырех регионах Сибири превысила 2,11 млн га, что примерно на 100 тыс. га больше, чем накануне. В Якутии горит еще 883 тыс. га лесов.