«Ультиматум Путина» и облом Израиля
Ситуация в Сирии, похоже, серьёзно меняется. И эти изменения связаны с серьёзным ужесточением российской позиции.
На протяжении долгого времени Кремль упрекали в том, что он сквозь пальцы смотрит на удары еврейской авиации по целям на сирийской территории. Тель-Авив оправдывал это тем, что удары он наносит по иранской военной инфраструктуре, которую агрессивный Тегеран ускоренно развёртывает прямо у границ еврейского государства.
А критики Путина наперебой обвиняли его в соглашательстве, мягкотелости и подыгрывании еврейским интересам на Ближнем Востоке.Но в последнее время появились признаки серьёзного ужесточения российской политики на этом направлении. Так, арабские средства массовой информации и соцсети последнюю неделю активно обсуждают эту тему. Главные дискуссии ведутся вокруг следующих сообщений: «Во время последнего визита Нетаньяху в Кремль Владимир Путин предъявил еврейскому премьеру ультиматум. Русский президент сказал, что Москва более не намерена терпеть удары израильской авиации по целям на сирийской территории.
Вскоре Путин доказал, что он не шутит. 18 и 19 сентября 2019 года Россия заблокировала сирийское воздушное пространство для израильских военно-воздушных сил и сорвала еврейские планы по нанесению авиаударов по целям в районе Латакии. Русские заблокировали воздушное пространство с помощью своих зенитно-ракетных систем С-400 и истребителей Су-35, а также развернули военно-морские корабли с зенитными комплексами вдоль береговой линии Сирии. Кроме того, Россия уполномочила сирийских военных без ограничений применять свою батарею С-300ПМ2 против израильских истребителей.
После этого в Израиле решили действовать более скрытно, используя компактные дроны. Но 20 сентября один разведывательный беспилотник-разведчик Израиля был успешно уничтожен над Джараманой русским самолётом Су-35С, за 19 минут перед этим взлетевшим с авиабаза Хмеймим. 21-го к нему добавились ещё два сбитых воздушных дрона. Это трудно воспринимать иначе, чем прямое предупреждение Тель-Авиву, что подобное ожидает и израильские самолёты, если евреи будут и далее игнорировать требования Москвы».
Хроника событий такова.
12 сентября в Сочи прошла очередная встреча Путина и Нетаьяху. Судя по всему, там, действительно, состоялся достаточно жёсткий разговор. Похоже, Путин недвусмысленно предъявил Нетаньяху новые условия дальнейшего сотрудничества на Ближнем Востоке.
Особую достоверность этому предположению придаёт тот факт, что после 10 лет у власти Нетаньяху находится сейчас в крайне сложном положении. Он проиграл внеочередные выборы в Кнессет, его будущее премьерство под большим вопросом, а осенью против него могут начать серьёзное уголовное расследование по обвинению в коррупции. И для Кремля это весьма удобный момент ужесточить требования к своему неуступчивому еврейскому партнёру.
Внеочередные выборы состоялись в Израиле 17 сентября. И Нетаньяху их с треском проиграл. Его партия «Ликуд» потеряла более 10 мандатов и откатилась на второе место (31 мандат). Первое место (33 мандата) – у лево-центристов из «Кахаль-Лаван», которые заключили союз с арабскими депутатами. В итоге сложилась патовая ситуация. Всего в кнессете 120 депутатов. Будущему премьеру необходимо сформировать большинство из 61 человека. Но у блока Нетаньяху с союзниками сегодня – 57 сторонников. У оппозиции пока 55.
Судьбу большинства могли бы решить крайне правые: русскоязычная партия Авигдора Либермана «Наш дом – Израиль», которая увеличила своё представительство до 8 мандатов. Но Либерман ненавидит главных союзников Нетаньяху – религиозных ультра-ортодоксов, и вообще ведёт собственную политическую игру, отказываясь вступать в блок с кем бы то ни было.
Похоже, это тупик. 23 сентября Нетаньяху заявил: «Давайте говорить начистоту. Мы хотели создать правое правительство, но, к сожалению, избиратели не дали нам достаточно мандатов». Впереди маячат новые, третьи подряд перевыборы… А это – прямой путь к политическому хаосу, во время которого Тель-Авиву будет не до внешнеполитических разборок.
Можно, конечно, попытаться заключить «большую коалицию» с оппозицией и назначить «правительство национального единства», но учитывая глубину разногласий между партнёрами эффективность такого правительства будет под большим вопросом. На таком фоне ужесточение российской позиции кажется вполне своевременным, оправданным и вероятным. Пользуясь моментом, Москва вполне может усилить свои и без того прочные позиции в ближневосточном регионе.
Мы русские, с нами Бог! Господи, благослови.