Накануне на Западной Украине прошла первая встреча президентов Лукашенко и Зеленского. Белорусский лидер при этом набросал за раз столько камней в огород России, что игнорировать их невозможно. Как Александр Григорьевич намерен на этот раз разыграть «украинскую карту»?
Автор: Сергей Маржецкий, издание «Репортёр«
Круг интересов президента Лукашенко к Украине оказался куда шире, чем можно было предполагать.
При всем желании трудно не заметить их явную антироссийскую направленность.
Единая Украина
Как известно, Минск «парит» над конфликтом Москвы и Киева, извлекая для себя из этого максимальную пользу. Именно белорусская столица стала площадкой для взятия под контроль мятежных республик Донбасса и подготовки их возвращения в состав Украины. Вполне возможно, именно белорусские миротворцы могут стать на первое время гарантом их безопасности после выполнения Минских соглашений.
Президент Владимир Зеленский подтвердил, что Белоруссия представляет для Незалежной надежного союзника в деле достижения мира в его стране. Александр Лукашенко выразился гораздо круче:
Мы готовы вместе что-то сделать для того, чтобы Украина была единой, целостной, мощной, чтобы косо даже никто не смог сюда посмотреть.
После слов про «единую и целостную Украину» и «косо посмотреть» от белорусского лидера, не признавшего не только ДНР и ЛНР, но и Крым российским, его коллега Владимир Путин явно должен был поперхнуться чаем.
Угроза с Востока
Александр Григорьевич высказался в том духе, что есть некие злобные силы, которые хотят разлучить Белоруссию и Украину, причем, исходить она может не только с Запада, но и с Востока:
Чем роднее будут наши государства, тем большее сопротивление мы будем ощущать.
Языковой вопрос
Не секрет, что принципиальный отказ Киева признать русский язык вторым государственным, стал одной из главных предпосылок к печальным событиям 2014 года. Непосредственное общение на русском не воспрещалось, но весь официальный документооборот в государстве завязан на мову. При этом большинство жителей Украины и Белоруссии используют именно русский язык. В этом контексте несколько напрягло заявление об особой близости украинского и белорусского языков:
Языки обоих народов очень близки.
Иначе говоря, во главу угла ставится не то, что объединяет Минск и Киев с Москвой, а то, что их де-факто разобщает.
Александр Григорьевич заявил, что Белоруссия заинтересована в создании собственной ракетной программы и просит помощи об этом у Киева:
Мы очень много сейчас работаем над развитием отрасли ракетостроения в Беларуси. У нас не было такого производства, а у вас оно есть. Мы очень заинтересованы, чтобы вы нам в этом помогли.
Вот тут уж должен поперхнуться чаем Сергей Шойгу. Президент Лукашенко так ответил на желание Москвы открыть под Бобруйском авиабазу Минобороны РФ.
В общем, отжег белорусский лидер в Житомире не по-детски.