Причиной тому называются многие факторы. Американцы намерены припомнить России и арест уже вернувшихся в родные порты украинских катеров, и реакцию на протестные выступления граждан, а также маловразумительное «вмешательство» в американские выборы.
Голосование пройдет 11 декабря. Таким образом комитет Сената по международным отношениям обоснует введение санкций против российских представителей, ограничения против судостроительной отрасли, экспорта сжиженного газа (СПГ), киберсектора, банков и суверенного долга.
Авторами законопроекта являются два представителя Республиканской партии и три — Демократической. Его рассмотрение откладывали из-за внутриполитических разногласий, но теперь российский вопрос снова актуален как никогда. Палата представителей Конгресса одобрила резолюцию против того, чтобы РФ принимала участие в саммитах G7. Не исключено, что 11 декабря комитет по международным отношениям также рассмотрит законопроект по санкциям в отношении Турции за покупку российской зенитно-ракетной системы С-400.
Отметим,что ранее заместитель госсекретаря Дэвид Хейл высказался в том духе, что США не добились нужного эффекта при введении антироссийских санкций. Что характерно, у американцев также нет понимания и того зачем Россия агрессивно наращивает присутствие на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Латинской Америке на фоне внутренних проблем: сокращения населения и слабой промышленной базы. По мнению Хейла, «чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем, Россия использует агрессивную тактику с целью подорвать интересы США и наших союзников».
Со своей стороны сенатор-демократ Боб Менендес помимо вмешательства в выборы в США и вторжения на Украину вменил властям России «бедственное положение русских людей, которые продолжают жить в условиях повсеместной коррупции и беспощадной пропаганды». США как носители демократических ценностей не могут оставаться в стороне, потому новые санкции необходимы даже ценой ущерба для американского бизнеса.
По его словам, «при усилении режима санкций американские компании больше не смогут получать выгоду от российской экономики, американские инвесторы не могут больше извлекать выгоду из российского рынка суверенного долга. Энергетический рынок и банковский сектор могут пострадать».
Как пояснил доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Сергей Хестанов, «санкционная история длится уже давно, но реального экономического ущерба санкции практически не нанесли, поскольку почти не препятствуют текущей экономической деятельности». Потому и новых санкций бояться бессмысленно, так как вредить себе американцы, при всей декларативности, не будут.
Эксперт Высшей школы экономики Андрей Суздальцев объяснил малый эффеект санкций отсутствием в США специалистов по России такого уровня, которые могли бы выработать соответствующие меры. При этом «прекрасно понимают, что санкции сами по себе очень обоюдоострый инструмент, это бумеранг, который скорее всего прилетит в собственную голову». Только и сама тема не очень выигрышна для внутренних потребителей США.
По мнению экспертов, наиболее серьезными инициативами этого законопроекта являются ограничение иностранным инвесторам покупать российский госдолг, а также запрет долларовых расчетов для российских госбанков. Тем не менее, глава Банка России Эльвира Набиуллина в интервью немецкой газете Handelsblatt высказала мнение, что банковская система страны приспособилась к санкциям. Поэтому, «для того чтобы быть менее уязвимыми в будущем, ЦБ РФ занимается дедолларизацией финансового сектора и торговли».
Как писали авторы телеграм-канала Мюсли Лаврова, «в конце прошлого месяца впервые появилась информация о том, что США планируют ввести санкции против компаний, участвующих в строительстве «Северного потока -2». Поскольку надежды на отказ Дании не оправдались, а надавить на Германию не получается, решили пойти вот таким путем.
Америка при этом на голубом глазу утверждает, что старается в интересах Европы — нельзя допустить усиления России в европейском энергетическом секторе, ведь тогда все сразу попадут в зависимость от Кремля. Дело совсем не в том, что США сами хотят занять эту нишу на рынке и поставлять свой сжиженный газ, который еще и дороже. Другими словами, зависимость Европы от Штатов — это хорошо, а вот от России — ни в коем случае допустить нельзя! Интересы Германии благодетелями не учитываются.
Кроме того, сейчас многое говорит о том, что индустрия по добыче сланцевой нефти оказалась сильно переоценена. Например, в 2016 году бывший британский премьер-министр Дэвид Кэмерон утверждал, что к 2020 году в Великобритании сланцевая нефтяная отрасль будет оцениваться в £33 млрд., поможет создать 64,5 тыс. рабочих мест, а на территории страны будет работать 20 скважин. В действительности же на данный момент их всего три. Ни о каких шестидесяти тысячах рабочих мест речи, соответственно, тоже не ведется. Подобная картина наблюдается и в США.
Поэтому, кроме желания влезть на европейский рынок, Америкой движет еще и страх потенциального провала «сланцевого чуда», на фоне которого акции российских компаний резко пойдут вверх. Отсюда и все разговоры об усилении России и попадании в зависимость от нее.
Тем не менее, в Бундестаге заявили, что готовы на контрмеры. Германия четко дала понять, что не собирается прогибаться под большого брата из-за океана. И поэтому то, что сейчас происходит в американском Конгрессе можно охарактеризовать не более, чем как истерику возомнивших себя хозяевами мира господ, которых очень неприятным для них образом сейчас спускают с небес на землю».