Более двух столетий ни с кем официально не воевавшая страна может распрощаться с принципом нейтралитета, ввиду педалируемой политическими элитами «российской угрозы»
Захлестнувшая западные политические элиты русофобия приобретает всё более параноидальные формы. Приступы обострения этого психического расстройства в соседних с Россией странах, будь то Украина, Литва, Латвия или Эстония, давно не вызывают удивления.
Ведь сам смысл существования этих политических образований и заключается в том, чтобы творить подлости и гадости в отношении страны, под сенью которой они некогда процветали и благодаря которой обрели свою государственность.Особняком стоит Польша, которая на протяжении нескольких веков являлась основным геополитическим противником России в Восточной Европе. Проиграв эту борьбу, она временно утратила свою независимость, а после восстановления оной задалась целью взять реванш, но вследствие жадности, гонора и слишком неумеренных аппетитов своих руководителей оказалась под ударом со стороны нацистской Германии и была наголову разгромлена. Возрождение Польши состоялось лишь благодаря великой освободительной миссии Красной Армии, после чего страна на сорок с лишним лет оказалась в орбите советского влияния, сохраняя при этом свой суверенитет. После падения народного правительства на волне крушения Советского Союза и социалистического блока Польша быстро сменила геополитическую ориентацию, вновь став очагом наиболее оголтелой русофобии в Европе. При этом феномен современной польской русофобии состоит в том, что она нацелена скорее в прошлое, нежели в настоящее и будущее. Подтверждением тому служит истерика польских официальных лиц Польши в связи с недавними заявлений Владимира Путина о роли Варшавы в развязывании Холокоста.
На этом фоне куда более анахроничной является русофобия Швеции – страны, которая в основу внешней политики положила принцип нейтралитета и умудрилась официально ни с кем не воевать на протяжении последних двух столетий (опосредованное участие шведских военных в ряде военных конфликтов за пределами страны, начиная от советско-финской войны 1939-1940 гг. до интервенции западных стран в Ливию в 2011 году, не в счёт). С момента окончания последней русско-шведской войны, в ходе которой на целый век под российский контроль перешла Финляндия, в прошлом году минуло 210 лет. И вот сейчас в наши дни официальные власти Швеции призывают своих граждан готовиться к новой войне против России, которая по их мнению спит и видит, как захватить Стокгольм.
Швеция готовится к войне с Россией
Так, 25 декабря 2019 года датская газета Berlingske опубликовала статью под заголовком «Швеция видит в России угрозу и тратит миллиарды на массовое увеличение военной мощи». В материале говорится, что шведские власти призывают население хранить дома экстренный запас продуктов и необходимых вещей на случай возможного русского вторжения, а также изыскивает дополнительные средства на военные расходы. При том, что последние на протяжении почти трёх десятилетий с начала 1990-х годов всё время снижались с 2,4% ВВП в 1990 году до 1% в 2018 году. А общая численность вооружённых сил с 1993 по 2016 годы уменьшилась вдвое – с 60,5 до 30 тысяч человек .
«Мы видели, что Россия сделала в Грузии, Крыму и на Украине, — заявил министр обороны Швеции Петер Хультквист. – Это показало, что общая ситуация в области безопасности изменилась. Россия вкладывает всё больше средств в военную отрасль и увеличивает присутствие в Балтийском море, хотя и не угрожает Швеции напрямую. Но мы видели, на что она способна».
Приближённые к шведским властям военные эксперты все как один забили тревогу, что якобы страна в случае военного вторжения сможет обороняться не более недели. Поэтому, объясняют они, необходимы дополнительные ассигнования в укрепление национальной обороны. В связи с этим стокгольмское военное ведомство разработало «дорогостоящий и очень амбициозный» план по укреплению вооружённых сил.
Так до 2021 года планируется потратить на укрепление военного потенциала несколько десятков миллиардов крон, что позволит восстановить в стране обязательную военную службу и воссоздать целый ряд ранее упразднённых военных соединений. А в период с 2021 по 2025 годы на оборону будет выделяться дополнительно по 5 миллиардов крон (0,5 млрд евро) сверх военного бюджета. В общей сложности с 2025 года шведские расходы на оборону составят 60 миллиардов крон (6 млрд евро) в год, а в 2030 году эта сумма должна ещё больше увеличиться. Это при том, что в 2018 году Швеция потратила на военные расходы около 5,2 миллиардов евро.
Практическое выражение этих расходов заключается в строительстве двух новейших подводных лодок класса А-26 (предполагается, что в 2022 году они заменят заступившие на боевое дежурство ещё в конце 1980-х годов дизель-электрические подлодки типа «Сёдерманланд»), закупке 60 истребителей новейшей модификации JAS 39E Gripen и приобретении американских комплексов ПВО Patriot сразу в двух вариантах – для уничтожения самолётов и баллистических ракет противника. Общая сумма сделки оценивается в 30 миллиардов крон (около 3 миллиардов евро), включая техобслуживание и модернизацию ракетных комплексов за время их службы.
За чей счёт банкет, а точнее парад?
Другой вопрос заключается в том, где взять эти деньги? Как отмечает Berlingske, по подсчётам шведских военных на выполнение поставленных политиками задач по укреплению национальной обороны на десятилетний период не хватает примерно 40 миллиардов крон.
И вот тут самое интересное, что ни в коем случае не стоит показывать нашим либералам и всем тем, кто считает, что Россия слишком много тратит на свои вооружённые силы, тогда как эти средства можно вложить в медицину, образование или отдать пенсионерам. Да-да, эти средства будут извлечены из хвалёной шведской социалки, что открыто признал министр обороны, представитель правящей Социал-демократической партии Петер Хультквист.
«Мы вводим банковский налог. Мы внесли дополнительные миллиарды в бюджеты, и у нас есть возможность осуществить все запланированные инвестиции. Мне кажется, все понимают, что сейчас необходимо вкладывать средства в оборону Швеции», — приводит слова министра Berlingske.
Отмечается, что население Швеции в целом поддерживает идею масштабных инвестиций в национальную оборону. По всей видимости, истерия вокруг поисков мистической российской подлодки, оказавшейся неисправным метеорологическим буем, не прошла бесследно.
В то же время цитируемый датским изданием преподаватель кафедры глобальных исследований Гётеборгского университета Юаким Берндтссон усомнился в том, что шведское общество будет столь же категорично в этом вопросе, когда речь зайдёт о том, чтобы забрать деньги у школ или экологических организаций. Согласитесь, было бы весьма забавно посмотреть на Грету Тунберг и её последователей, которые требовали бы от шведских властей расходовать средства не на противодействие мифической российской угрозе, а на борьбу с глобальным потеплением и выбросами углекислого газа.
Шведское распутье: стать членом НАТО или пока не надо
Помимо увеличения военных расходов Швеция наращивает активное военное сотрудничество с НАТО и проводит совместные учения, в том числе и на шведской территории. При этом Хультквист подчёркивает, что вступать в Североатлантический альянс страна пока не собирается. В то же время в шведском парламенте – риксдаге немало тех, кто готов вследствие патологической русофобии пожертвовать двухсотлетним нейтралитетом Швеции.
Так в начале ноября 2019 года Борианой Оберг — представительницей второй по численности в риксдаге Умеренной коалиционной партии (той самой, которую в своё время возглавлял один из наиболее упоротых русофобов Швеции Карл Бильдт) было внесено предложение немедленно подать заявку на присоединение к НАТО. Свою инициативу она мотивировала «агрессивным поведением России в отношении некоторых ее соседей в нашем ближнем зарубежье», в частности «агрессией против Украины». По мнению Оберг, то же самое «будет касаться Швеции», так как Североатлантический альянс не оказывает военную помощь странам, не входящим в НАТО, ограничиваясь лишь «общими проявлениями сочувствия». Это при том, что согласно официальным соцопросам, отказ от нейтралитета в пользу членства в НАТО поддерживают лишь около трети населения Швеции.
Казалось бы, либеральным и толерантным шведам впору задуматься о защите своей страны и её коренного населения от распоясавшихся мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока. Ситуация уже доходит до того, что отдельные районы Стокгольма, Мальмё, Гётеборга и других крупных городов Швеции превратились в настоящие гетто, где не действуют национальные законы, а уровень преступности вполне сопоставим с наиболее отсталыми странами «третьего мира». Но современные шведские политики по всей видимости одержимы желанием рассчитаться с Россией ещё за неудачные военные кампании Карла XII и разгром под Полтавой. Они по-прежнему называют нашу страну «историческим врагом Европы» и раздувают военную истерию, которой не было в Швеции, наверное, со времён воцарения бывшего наполеоновского маршала Жана-Батиста Бернадота.
Подведёт ли русофобия политических элит Швеции жирную черту над более чем двухсотлетней политикой нейтралитета или, в конечном итоге, здравый смысл всё-таки возобладает? Время покажет…
Дмитрий Павленко, специально для News Front