Многое из того, что предлагается внести в преамбулу Конституции РФ, уже давно существует в текстах конституций в наших национальных республиках. Федерация отстаёт от национальных республик.
Народы — основатели своих республик
В федеральной Конституции отсутствует упоминание русского народа как создателя нашей тысячелетней государственности.
Наследие советского интернационализма, многолетней классовой борьбы компартии с «великорусским шовинизмом», а также русофобские убеждения либеральной идеологии не позволили авторам Конституции 1993 года каким-либо образом упомянуть в её тексте о главенствующей роли русского народа в формировании нашей государственности.Это глубоко несправедливо и неприемлемо в отношении русского народа. И требует немедленного исправления. Тем более что в национальных субъектах федерации, в конституциях национальных республик уже давно существуют особые упоминания о других народах.
Упоминания есть не только в преамбулах этих местных конституций, но и в текстах конституционных статей.
Так, в преамбуле Конституции Республики Татарстан есть особое упоминания о татарском народе: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…» и далее по тексту.
В преамбуле Конституции Республики Башкортостан также особо присутствует башкирский народ. В тексте это прописано следующим образом: «Принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России», и далее «в результате реализации права башкирской нации на самоопределение».
В преамбуле Конституции Республики Башкортостан также особо присутствует башкирский народ. Фото: Globallookpress
До 2020 года нам всё время говорили, что вставка о русском народе будет лишней, раз мы говорим о «многонациональном народе Российской Федерации». Русские в большинстве своём — люди весьма скромные, да к тому же несколько «подзабитые» всевозможными социализмами и либерализмами. И, к несчастью, «приучены» в республиканские годы держаться в тени, создавая своей многочисленностью некий интернациональный фон. Но времена меняются. Русские хотят более ярко присутствовать в документах своей Родины, в том числе и в Конституции.
В национальных конституциях есть национальная история
Во многих местных конституциях в преамбулах или в отдельных статьях есть описание национальной истории присоединения народов к России.
Например, в Конституции Республики Алтай есть такая констатация: «Добровольное вхождение алтайского народа в состав России и длительное нахождение под её юрисдикцией создали условия для сохранения исторической территории, образования государственности, сохранения национальной самобытности и принятия первой Конституции Республики Алтай».
В Конституции Башкортостана это сделано ещё более развёрнуто: «башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, в 1919 году на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская Автономная Республика в составе РСФСР, преобразованная в 1990 году в Республику Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан».
То же самое есть в Конституции Якутии: «Принимая во внимание вхождение Якутии в состав Российского государства в XVII веке, образование в 1922 году Якутской Автономной Советской Социалистической Республики как признание государственности Якутии, преобразованной в 1990 году в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете республики, переименованную в 1991 году в Республику Саха (Якутия)».
Якутия вошла в состав Российского государства в XVII веке. Фото: Mikhail Cheremkin / Shutterstock.com
В Конституции Чувашской Республики прямо говорится об «уважении» к своей национальной истории: «Свидетельствуя уважение к многовековой истории чувашского народа».
В Конституции Удмуртской Республики национальная история находится не в преамбуле, а вставлена в 1-ю статью: «Удмуртия — государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии…» (пункт 1). Здесь есть даже подразделение на «удмуртскую нацию» и на некий «народ Удмуртии». Не очень понятно, какой «народ» имеется в виду в удмуртской статье. Но, видимо, в Удмуртии есть «удмуртская нация» и один многонациональный «народ Удмуртии», куда относятся все другие народы, населяющие эту республику.
На федеральном же уровне мы продолжаем как-то всё «скромничать» за счёт русских. Пора заканчивать эту порочную практику. Раз у русских в составе РФ нет национальной республики, что вполне можно принять, но только в том случае, если вся Россия, вся Российская Федерация будет считаться русским государством. А в преамбуле будет стоять формула «русский народ и другие народы России».
Уважение к земле отцов и к Богу
В связи с полагаемыми президентом во главу угла нашей государственной политики вопросами развития демографии и помощи семьям кажется важным обратить внимание на формулировку из Конституции Чеченской Республики: «Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к земле отцов».
В федеральной Конституции сейчас стоит такая фраза: «Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». К «земле отцов» — тоже красиво. Хотя Отечество и земля отцов — вообще-то разные вещи. Понятие «Отечество» вполне может быть больше земли отцов, так же как Россия больше Чечни.
В это место лучше вставить слово «Бог». Ведь Российская Федерация, освободившись от официального богоборчества СССР, не осталась атеистической страной. Светскость государства — не синоним атеизма.
Бог — Творец человека, и по христианскому учению определяет и время существования различных государств, и объёмы их территориальных владений. Именно Он дал нам величайший территориальный объём и государственное могущество. За нравственную чистоту и верность религиозным традициям наших предков.
В Священном Писании так и сказано, что: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию» (Деяния XVII, 26).
Российская Федерация, освободившись от официального богоборчества СССР, не осталась атеистической страной. Светскость государства — не синоним атеизма. Фото: Dm_Cherry / Shutterstock.com
Связь поколений и преемственность РФ
Очень важно вставить в Конституцию РФ положение о правопреемстве её от Российской империи, так как это наконец свяжет воедино тысячелетнюю государственность России с современным этапом Российской Федерации. Череда поколений, связь времён воссоединится в единую историю Отечества.
Интересно, что в Конституции Калмыкии есть эта мысль: «Сознавая ответственность перед прошлыми, нынешним и будущими поколениями… сохраняя нашу исторически сложившуюся государственность».
В Конституции Республики Тува та же мысль выражена несколько по-другому: «Опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков».
В местных национальных конституциях есть много того, чего не хватает в Конституции федеральной.
Особенно меня «повеселило», конечно, если бы всё это не было так грустно, что, в отличие от федеральной Конституции, там есть даже русские!
В Конституции Карачаево-Черкесской Республики мы, русские, перечисляемся среди прочих населяющих республику народов: «В ходе исторического развития единой судьбой абазин, карачаевцев, ногайцев, русских, черкесов и граждан других национальностей».
По-моему, это единственное упоминание о русских в конституционных текстах РФ и её субъектов. По крайней мере, другие упоминания мне неизвестны.
Вопрос о русских поднят, и если «русский народ» вновь не попадёт в текст Конституции своего государства, это будет большой ошибкой современной власти. И одновременно может стать национальной обидой.