«Социальные» поправки в Конституцию, к настоящему моменту уже поступившие в комиссию и сегодня обсуждаемые, поддерживает более 90% опрошенных ВЦИОМ российских граждан. Одновременно почти половина, 47% опрошенных «Левада-центром», уверены, что сейчас поправки в Конституцию понадобились власти для того, чтобы удержать в той или иной форме у руля государства Владимира Путина.
Нынешняя информационная повестка буквально переполнена разного рода вбросами и заявлениями, касающимися изменения Основного закона, при этом сейчас никто не может с уверенностью сказать, какой вариант документа граждане увидят в итоге.
Более того, некоторые эксперты заявляют, что собственно и сами инициаторы правок (кто бы в данном случае ни выступал – от отдельных чиновников Администрации президента до различных лоббистских группировок у трона) до конца не очень понимают и представляют, чего желают на выходе.Известный публицист и общественный деятель Юрий Болдырев высказался о происходящем в «Свободной прессе», назвав нынешние поправки в Конституцию, цитируем, «мошенничеством ради сохранения власти». Он добавляет, что сейчас «стратегическая задача олигархической системы – не допустить сменяемости власти в России».
А теперь просто сопоставьте мнение Болдырева с мнением 47% опрошенных «Левада-центром»…
Мы поговорили с Юрием Крупновым, членом Федерального совета «Партии Дела», председателем набсовета Института демографии, миграции и регионального развития, о готовящихся преобразованиях и о последствиях в невероятной спешке принимаемых сегодня решений.
– Юрий Васильевич, вы не раз выступали с критикой различного рода мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, с критикой выделения денег в рамках первого рождения ребенка в семье. А в целом, на ваш взгляд, зачем сейчас вся эта отдающая полной кампанейщиной гонка за поправками в Конституцию? Что происходит?
– Давайте я сразу расставлю акценты. Начать следует с того, что нынешний вариант Конституции, принятый в 1993 году через три месяца после расстрела парламента, для меня, разумеется, не является чем-то священным и чего трогать нельзя никогда. Это, конечно же, не так, какие-то изменения действительно назрели и необходимы, а что-то следует оставить как есть. И, видимо, власть, президент подошли к пониманию того момента, что менять что-то нужно.
Мы видим сейчас какие-то судорожные попытки улучшить систему, правда, без внятного плана и даже концепции. Вариант госкапитализма, который мы строили в стране последние 20 лет, исчерпал себя, как ранее оказался бесперспективным и вариант компрадорского капитализма, который взялись строить с начала 90-х.
– То есть мы собираемся через Конституцию, какое-то безумное количество поправок сделать жизнь людей в России лучше? Не имея при этом ответов, а что именно хотим-то улучшить и как?
– Я часто вспоминаю знаменитое изречение Сталина, известное по последним годам его жизни, он говорил – «без теории нам никуда!». Потому что понимал, что то, что было построено к концу его жизни, не было социализмом в полном понимании. Конечно же, Сталин понимал и осознавал важность планирования, осознанных действий в управлении государством, он был теоретиком, который видел необходимость изменений и трансформаций.
К сожалению, при Хрущеве и особенно при Брежневе все продолжило идти по накатанной, никто никакие серьезные вопросы уже не ставил. Мне кажется, сегодняшняя ситуация напоминает те времена, хрущевские и брежневские. И тогда, и сейчас надо было что-то менять, но что – номенклатуре непонятно. Отсюда, как я сказал, вся эта спешка и даже какая-то судорожность.
– Изменения назрели, но у нас даже четкого плана нет – какие именно и как их проводить?
– Вот Путин лет как пять, наверное, все время говорит о необходимости рывка, какого-то прорыва, мы все помним эти заявления. Но у меня такая ассоциация в связи с этим возникает – наша страна напоминает человека, оказавшегося в туннеле. И, например, из туннеля нет другого выхода – мы в него зашли, а выхода в нем нет! И человек начинает вверх подаваться – стена, влево-вправо – стена, выхода-то нет! И ясно ведь, что для того, чтобы кардинально улучшить жизнь людей в России, необходимо пересматривать стратегические цели и задачи, одними поправками и точечной помощью ничего уже не изменишь. Но об этом почему-то никто и нигде не заявляет. Куда мы идем? Что строим? Речь не о каких-то красивых словах по типу «социальное государство» или даже «социализм», «неосоциализм» либо о чем-то еще, дело не в терминах…
Речь же должна идти о развитии, о путях и задачах русской цивилизации и русского народа, о том самом «рывке» и «прорыве», который необходим и о котором говорит президент.
– Сразу возникает вопрос к качеству нынешней элиты, тех самых людей, которые сегодня определяют нашу жизнь и должны определять то самое развитие…
– Абсолютно правильная постановка вопроса! За последние, боюсь, даже не 30 лет, началось все практически сразу после смерти Сталина, качество управленческой элиты упало, деградировало. И процесс продолжается! Люди сидят в креслах, чем-то, как им кажется, вроде как, управляют, а по факту – деградация и распад в стране.
– Кстати, о качестве управления и элитах: спикер Госдумы Володин предлагает создать рабочую группу, которая должна заняться исследованием причин «вымирания» в ряде регионов России, в том числе на малой родине самого спикера – в Саратовской губернии. Я сейчас не о Володине конкретно, но ведь проблема не сегодня появилась, она была и в 2018, и в 2017 и ранее. Почему все молчали, кроме вас и ваших немногих коллег, а сегодня вдруг «прозрели»?
– Это именно к вопросу о качестве управления. Тут дело не в каких-то персональных «злодеях» в чиновничьем или другом аппарате, все это было известно давно, все специалисты знали и говорили о необъяснимом переломе 1964 года. Когда в СССР еще были зафиксированы первые тревожные звоночки по приросту численности населения. Все, повторяю, кому положено, знали и знают об этой проблеме. Что сделано за полвека? Да ничего, набор общих фраз и рассуждений – «преодолеем», «добавим», «простимулируем» и так далее. Самое печальное, что это продолжается до сих пор. Где меры, направленные кардинально на исправление ситуации?! Есть программы, нацеленные на перелом ситуации в стране, есть набор мер, которые мы с соратниками предлагаем в качестве первоочередных – никто и ничего не хочет слушать. Серьезно обсуждается, добавить 200 рублей в прожиточный минимум пенсионера или не добавить? Мы куда все-таки идем?
В России, к счастью, много людей, которые не готовы сдаваться, готовые предлагать, а главное – дело делать. Я и мои коллеги не готовы сидеть и просто наблюдать. Так что прорвемся!