Спустя девять лет после окончания программы Space Shuttle («Космический челнок»), американцы вновь летят в космос на своём корабле.
8 июля 2011 года с мыса Канаверал в последний раз стартовал шаттл «Атлантис», на борту которого находились четверо астронавтов, грузы и оборудование для Международной космической станции (МКС).
После выполнения миссии, 19 июля того же года корабль отстыковался от модуля Harmony и уже 21 июля вернулся на Землю, после чего был передан в музей Космического центра им. Кеннеди.
Заоблачная стоимость строительства корабля – $1,7 млрд. плюс высокая стоимость его запуска – $0,5 млрд. в сочетании с большими рисками при его эксплуатации вынудили президента Обаму в 2011 году принять непопулярное решение о закрытии программы Space Shuttle.
По престижу американской астронавтики был нанесён мощный удар.
С тех пор доставка американских астронавтов осуществлялась по квотам в составе смешанных экипажей российскими пилотируемыми космическими кораблями «Союз», а американские компании Boeing и SpaceX, разрабатывающие корабли Starliner и Сrew Dragon, всё время пытались догнать и перегнать Россию.
И вот, наконец, наступил момент истины.
В ноябре прошлого года, вице-президент США Майк Пенс сжёг мосты и озвучил амбициозный план американской администрации:
«Еще до весны будущего года мы увидим, как американский астронавт на американском космическом корабле с американской территории стартует в космос, – заявил он. – У нас будут свои средства доставки на орбиту, и нам больше не нужно будет летать на российских кораблях».
После этого космическая гонка вышла на финишную прямую, на которой на полкорпуса вперёд вырвалась компания Boeing с проектом Starliner.
20 декабря 2019 года с мыса Канаверал был проведён запуск корабля Starliner, который должен был осуществить полёт к МКС и возвращение на Землю в тестовом режиме.
На борту корабля находился антропоморфный манекен Роузи (Rosie).
Роузи была оснащена 15 специальными датчиками, которые фиксировали перегрузки, температуру, давление и влажность внутри космического корабля, её общее состояние в ходе старта, полёта и посадки.
Но после вывода корабля на суборбитальную орбиту произошёл сбой в работе двигателей, и ракета, израсходовав много топлива и оказавшись на нерасчётной орбите, так и не смогла долететь до МКС.
В результате NASA и Boeing приняли решение возвратить корабль на Землю.
Глава корпорации SpaceX Илон Маск, осознав, что судьба сделала ему подарок, и что теперь он может обойти конкурентов на повороте, незамедлительно собрал коллектив компании для того, чтобы сделать ряд важных заявлений.
Стены конференц-зала были украшены транспарантами: «Пятилетний план строительства корабля – за три года!», «Навстречу судьбоносным октябрьским праймериз!», «Поехали!» и «Трамп – наш Президент!»
Маск объявил о том, что SpaceX взяла на себя повышенные обязательства, и после того, как был заслушан начальник отдела логистики, он отдал распоряжение о срочном изыскании внутренних резервов, которые должны быть незамедлительно направлены на скорейшую достройку корабля Crew Dragon.
После собрания, которое завершилось ближе к полуночи, рабочие, вдохновлённые словами руководителя о космическом величии Америки, прямиком уходили к станкам, а инженеры – к кульманам. Корабль строился в три смены, без перекуров, кофе-брейков и выходных.
И вот, на днях стало известно, что первый старт корабля Crew Dragon с астронавтами на борту запланирован на 20 мая 2020 года.
Этот старт должен стать подтверждением серьёзности планов вице-президента Пенса и продемонстрировать всему миру, что Америка снова великая, и что она имеет технологии, не уступающие российским.
Однако у американцев внезапно возникли проблемы с формированием экипажа.
Астронавты отказались подписывать контракты с NASA на полёт, мотивируя это тем, что системы безопасности и жизнеобеспечения корабля Crew Dragon не прошли лётных испытаний, а сам корабль до сих пор не сертифицирован.
В качестве компромиссного варианта Илон Маск предложил сдвинуть сроки запуска и произвести 20 мая тестовый полёт корабля, отправив на МКС специально подготовленных собак Squirrel и Arrow, но глава NASA Джим Брайденстайн напомнил ему об обещании вице-президента Майка Пенса избирателям и заявил о недопустимости переносов сроков полёта астронавтов.
После этого в NASA в качестве альтернативного варианта рассматривали заключение контракта на полёт на корабле Crew Dragon с членами российского отряда космонавтов, некоторым из которых были официально сделаны предложения.
Как сообщается, им обещали высокие гонорары за полёт и крупные суммы, на которые будут застрахованы их жизнь и здоровье. Тем более, что в соответствии с программой тестового полёта им «не нужно будет ничего делать», а нужно лишь «просто полежать».
Известный эксперт в вопросах освоения космоса Юрий Лоза может это подтвердить.
Вместе с тем, сведений о том, что кто-то из наших космонавтов согласился прийти на помощь американским коллегам и «просто полежать», до сих пор нет.
По неофициальной информации в настоящее время в NASA прорабатывается вариант формирования резервного украинско-польско-эстонского экипажа.
У специалистов космической отрасли не вызывает сомнений, что решение уже принято на высшем уровне, и в ближайшие недели резервный экипаж будет сформирован и приступит к тренировкам.
А теперь спустимся с космических высот на Землю и перейдём от астронавтики к политике.
Как известно, в конце этого года в США состоятся президентские выборы, и успешный запуск корабля Crew Dragon к МКС должен стать вторым необходимым слагаемым победы Трампа.
Накануне первым слагаемым успеха стало решение американского Сената, которым он оправдал Трампа по делу об импичменте. Против признания Трампа виновным проголосовали 52 члена верхней палаты по первому пункту обвинений и 53 по второму, за – 48 и 47 соответственно.
Но и есть и третье, самое важное слагаемое, о котором никто не говорит: это публичная поддержка Дональда Трампа руководством России. Поддержка, которой не должно быть. И это, как вы понимаете, дорогого стоит.
Хочется пожелать удачи смельчакам из резервного состава экипажа корабля Crew Dragon.
Так сложились обстоятельства, что им выпала особая честь, и сегодня от них зависят не только дальнейшие планы эксплуатации нового комического корабля, но и результаты президентских выборов в США.
Гамбит Вепря, специально для проекта NewsPrice