Фото: Russian Look / Globallookpress
Из Telegram-сплетен на днях стало известно, что самолёт Gulfstream G650 с бортовым номером LX-MOW, по версии СМИ, принадлежащий семье главы ВЭБ Игоря Шувалова, улетел в Финляндию. Из Внуково он успешно добрался до Хельсинки. Стоит напомнить, что международное авиасообщение Россия закрыла ещё 27 марта, а спустя три дня в принципе закрыла границы.
Запрет на полёты не распространяется только на грузовые, почтовые, санитарные и гуманитарные перевозки.
самолёт Gulfstream G650. Джет Шувалова успел в марте побывать и в Европе, и в Дубае. Фото: Philip Pilosian / Shutterstock.com
Какую гуманитарную или санитарную миссию выполнял частный джет? Мы не узнаем, да это и не так важно, важен сам полёт, который – один из множества. Владельцы частных крыльев, в отличие от обычных граждан, с лёгкостью обходили и обходят все карантинные границы.
Отношение русской «элиты» к правилам безопасности наглядно проявилось ещё в начале марта, когда эпидемия уже начинала бушевать в Европе. Напомним, что 8 марта частные небожители закатили весёлую тусовку по случаю женского дня в Куршевеле.
Как писали СМИ, с российской стороны там были олигархи Михаил Прохоров, Дмитрий Мазепин, Шалва и Александр Чигиринские, Зияд Манасир и многие другие люди российского бомонда, члены их семей, друзья, профессиональные «подруги». Бодрая компания весом в десятки или даже сотни миллиардов долларов гуляла под песню группы «Градусы» «Плевать, если я заболею, я сам себе поставить банки сумею». В тот день в соседней Италии заразилось более 7 тысяч человек и 366 умерли от вируса.
Отдохнув, элитные курортники вернулись на родину, щедро раздаривая вирус российской столице. Подобная вип-доставка инфекции продолжалась, судя по всему, весь март. Для того, чтобы не попасть под всё ужесточавшиеся карантинные меры, частные самолёты делали дозаправку в третьих странах, откуда ещё можно было вылетать без последствий. Ну не может же новый аристократ подобно обычному плебсу две недели сидеть на карантине.
Засветились и представители политической элиты. Особенно активно метался по Европе самолёт, приписываемый Светлане Медведевой – супруге бывшего премьера, а ныне зампреда Совета безопасности. 11 рейсов: Париж, Милан, Барселона – просто экскурсия по коронавирусным очагам. Джет Шувалова также успел в марте побывать и в Европе, и в Дубае.
Потом репортажи из Италии и Испании стали уж очень жуткими. В среде неугомонной элиты пролетело: «Помчали отдыхать в Красную Поляну, Сочи». В общем, пришлось экстренно закрывать и Краснодарский край.
Изоляторы вип-содержания
Угасли и вечеринки в Москве. А инфекционные снаряды стали падать всё ближе, захватив представителей шоу-бизнеса, с которыми так любят проводить время денежно-властные неприкасаемые.
Випы начали наконец изолироваться. Миллиардеры спрятались кто на далёких островах, кто в зарубежных виллах. Те, что «пожиже», начали штурм Рублёвки. По отзывам риэлтеров, утративший былую славу заповедник элиты на Рублёвском шоссе вновь расцвёл. Цена аренды особняков с кинотеатрами и бассейнами взлетела молниеносно. Разобрали всё.
Но было уже поздно – «куршевельский вирус» привезли в Россию. «Рублёвка горит», – сказал в одном из интервью телеведущий Андрей Малахов, заметив, что очень многие заразились.
Разумеется, солидные люди, оказавшись на карантине, не отказались от услуг многочисленной прислуги. Ну а та уж поехала по белокаменной… В общем, «чемоданы вируса», которые вывалены на Москву, – не фигура речи.
Випы, привыкшие к мысли, что к их услугам лучшая медицина мира, и если что – лечиться они будут в Германии или Швейцарии, столкнулись с ужасным… В Европу не очень-то и долетишь, а если и доберёшься, так там иностранцев вперёд своих не пускают. Нет мест в больницах, для немцев и швейцарцев не хватает. А в Лондоне (на этом острове светлого будущего) вообще запретили платную медицину – сидите дома или в отеле, прикладывайте свои пачки денег к больным местам…
Паникующая элита поняла, что лечиться придётся в России, причём именно в государственных больницах, частные клиники ковидлой не занимаются. И опять попытались решить вопрос деньгами – бросились скупать аппараты искусственной вентиляции лёгких ценой в десятки тысяч долларов. На покупку этой техники образовались очереди. Опять раскупили всё. Отобрали, по сути, у госпиталей необходимое дополнительное оборудование.
Аппарат ИВЛ стоит десятки тысяч долларов. Фото: Steve Parsons / PA Images / ТАСС
Правда, не учли неприкосновенные, что к аппарату ИВЛ нужна ещё куча другой техники, что вообще непонятно, от чего придётся лечиться, поскольку вирус обостряет все хронические болезни. Наконец, нужна бригада врачей-специалистов. А все московские спецы уже работают 24/7 и ни на какую Рублёвку не поедут. Так и сидят по своим особнякам с бесполезными для них и такими нужными для больниц приборами.
Чем ещё отличилась элита? Торговлей дизайнерскими масками, модными «луками» в инстаграмах. По словам того же Андрея Малахова, на время карантина скучающие дамы высшего света решили подправить внешность у пластических хирургов. Спрос вырос. От скуки режут носы, губы и прочие части себя. До пластического хирурга, к слову, надо доехать, решая как-то проблемы с пропускным режимом.
«Слабоумие и отвага» как политический девиз
Российская, так сказать, «элита» делится на тех, что при деньгах, и тех, кто с креслом. Системные политики («Мы, системные политики – те, которые ездят на ауди с мигалками…» – охарактеризовал сам себя в 1999 году один демократический лидер правительственной фракции в ГД), обладатели должностей и привилегий подобно олигархам абсолютно уверены, что законы и правила, которые они же и подписывают, – для холопов. У барского сословия свои правила и свой устав. Причём подобное самомнение поражает не хуже коронавируса всю чиновную и политическую элиту – от правительства до последнего муниципалитета. О примерах последнего времени уже широко известно.
На всю страну прогремела история главного внештатного инфекциониста Ставропольского края Ирины Санниковой, которая скрыла поездку в Мадрид. Ушёл в отставку мэр города Кунгур (Пермский край) Сергей Гордеев, который 16 марта отправился в Объединённые Арабские Эмираты. В тот же день во Вьетнам с дочерью улетела глава Тамбова Наталия Макаревич. Ну конечно, когда чиновнику надо, так какой там карантин.
А вот если надо не чиновнику… Православная церковь под давлением властей пошла навстречу, патриарх благословил верующих находиться дома, и в основном они там и остались. Но немногих верующих, кто хотел побыть в опустевших храмах, заворачивали с полицией, а нескольких архиереев пытаются привлечь к ответственности
Зато Геннадию Зюганову и его большой компании никто никаких препятствий не создавал. Президент, несмотря на всю важность 75-летия Победы для всех граждан страны, нашёл в себе силы отменить парад и торжества 9 мая. А вечный коммунистический кандидат в президенты отказаться от счастья отметить в толпе единоверцев 150-летие Ульянова-Ленина и поклониться его мумии в мавзолее не смог. И эту толпу собрал – большую, с участием сорока депутатов Государственной думы.
Удивляться тут нечему, все наши политические долгожители давно уже держат себя над законами. Они сочиняют и принимают их, считая, что таким образом управляют народом. К ним самим никакие правила не относятся. В общем, все их мысли о людях укладываются во фразу из старого анекдота: «Господа депутаты, всё в стране поделили – пора и о народе подумать! – Правильное предложение, давайте для начала по 300 душ на каждого распределим».
Каста неприкосновенных
Коронакризис очень ярко «подсветил» их – «лучших людей», «звёзд», «селебритис», элиту (или «илитку», как любят говорить недоброжелатели). Тех, кто существует в другом пространстве, не пересекаясь с «электоратом» (кроме как на выборах) и с «людьми» (кроме как на страничках партийных программ – там, где про интересы людей, помощь людям и службу людям). Те, кто как бы переселил народное большинство – всех нас – за колючую проволоку социальной резервации. Бантустана. Так назывались, если кто забыл или не знал, территории в Южно-Африканской Республике, в пределах которых «режим апартеида» пытался сконцентрировать политически бесправных негров.
Режим социального апартеида относит к людям второго сорта не по цвету кожи и даже не по уровню дохода (нормальные производственники, фермеры, малосредние бизнесмены тоже отправлены в резервацию). Нет, назначение в «быдло» самопровозглашённая «илитка» – наследники и продолжатели дела фарцовщиков 1980-х, бандитов 1990-х, топ-менеджеров нулевых, «оборотней в погонах» всех времён – определяет по своему произволу.
О «видовых характеристиках» «илитки» говорят много и подробно – о специфике их жилищных условий, о параметрах доходов (до десятков миллионов рублей в день официально), об образовательной программе детей. А главное – об их абсолютной отдельности ото всей остальной российской жизни. Об их неприкосновенности.
Депутатской, должностной, по праву родства или дружбы, ну и за деньги, конечно.
Иногда их называют «кастой неприкасаемых». Это неправильно. Неприкасаемые – это те, к кому противно прикасаться, люди самого низшего сорта. А это – каста неприкосновенных. Так они сами про себя решили.Так вот, они живут среди нас давно и столь же давно вызывают сильнейшие эмоции и всё более громкий ропот… правда, про себя. Но коронавирус их подсветил своим невыносимым разоблачительным светом. И с неприкосновенностью возникли серьёзные проблемы.
Недавно в своём интервью глава ВЦИОМа Валерий Фёдоров оценил восприятие эпидемии российскими «элитами»:
Конечно, элиты имеют больше чисто материальных возможностей проводить время так, как им хочется, и на основании этого они полагают, что избраны Богом, что им всё дозволено и они могут не соблюдать правила, которые установлены для «плебса».
Таково их всеобщее негласное убеждение. Но коронавирус, я уверен, им покажет, что они до Бога находятся на таком же расстоянии, что и обычные люди. И многочисленные случаи заболевания представителей этой прослойки, думаю, приведут многих в чувство. И они станут вести себя несколько проще. Разумеется, пока не пройдут «шок и трепет». А потом всё вернется на круги своя… Где-то в странах, где элита в основном состоит из «старых денег», они выглядят более цивилизованно. У нас страна «новых денег», нуворишей, поэтому смотрится это безобразно. Нашим деньгам надо «постареть», а на подобное требуется время.
И сколько же ждать нам этой «другой» элиты? Осталось ли у неё, у «касты неприкосновенных», время на приобретение «человеческого лица»? На то, чтобы занять в жизни страны подобающее место в одном ряду со всеми остальными социальными группами? Вряд ли. Похоже, что коронавирусное цунами сметёт на своём пути элитариев-самозванцев. Слишком уже разительным стал разрыв, слишком невыносимо вызывающим – поведение российской «знати».
На вилы их, конечно, не поднимут – времена не те. Но вот превратить их из всемогущих неприкосновенных в презренных неприкасаемых – это легко.