Трехмесячная одиссея «Академика Черского» близится к завершению. Обойдя по самому длинному маршруту Африку и пройдя Ла-Манш и Датские проливы, судно-трубоукладчик к 4 мая прибудет в Калининград. Там оно должно пройти дооснащение, поскольку всем очевидно, что «Академик» — это единственное судно во флоте «Газпрома», способное достроить «Северный поток-2».
Однако ситуация такова, что с окончанием «одиссеи» все самое интересное еще только начинается.
Первый вопрос, а нужно ли вообще сейчас достраивать трубопровод, зависший на стадии готовности 93% из-за американских санкций? Ответ будет не вполне однозначным.
С одной стороны, время для запуска данного энергетического проекта сейчас, мягко говоря, не самое лучшее. По разным оценкам, из-за пандемии коронавируса мировая экономика может потерять от 10 до 15% своего объема. Наибольший удар COVID-19 нанес по главным ее «локомотивам» — Китаю, США и Евросоюзу. При этом КНР и ЕС являются крупнейшими рынками сбыта российских углеводородов, а США – нашим жестким и беспринципным конкурентом на них. Цены на газ и нефть сейчас находятся на исторических минимумах, спрос резко упал, рынки затоварены. Время для запуска очередного газопровода, прямо скажем, не самое лучшее.
С другой стороны, раньше или позже, но мировая экономика начнет расти, а с нею повысится и объем потребления углеводородов. Предварительно называются сроки в 2-3 года низких цен на нефть и газ, возможно, они скорректируются в ту или иную сторону из-за новых «черных лебедей», на которые оказался столь богат високосный 2020 год. Для современной России, плотно подсаженной на нефтегазовую иглу, борьба за рынки сбыта сырья – это вопрос банального выживания. Да и про международный престиж приходится помнить: если бросить сейчас недостроенный трубопровод, то это означает дополнительные имиджевые потери.
В общем, «Газпром» будет пытаться достраивать «Северный поток-2» своими силами. Однако это решение запустит целую цепочку событий. США и их союзники не пытались противодействовать перемещениям «Академика Черского», поскольку тот предпочел не идти через Суэцкий канал и Гибралтар, где велико влияние англосаксов, а судно сопровождали военные корабли ВМС РФ. Но теперь, когда судно окажется на месте прибытия, скорее всего начнутся активные действия со стороны американцев. Есть несколько вариантов.
Во-первых, Вашингтон своим влиянием может запретить страховать судно-трубоукладчик. Российские компании, кто не устрашится западных санкций, смогут со своей стороны дать ему страховку. Не исключено, что военные корабли США попытаются заблокировать работу «Черского», нарушающего санкционный режим, в датских водах. Понятно, что Балтийский флот РФ стоять в стороне не будет, поэтому возникает риск прямого конфликта. Сегодня силовое столкновение с Россией Белому дому ни к чему, поэтому данный сценарий наименее вероятный.
Во-вторых, США в состоянии ударить не по судну-трубоукладчику, а по всему проекту в целом, и сделать это не военным путем, а политико-экономическими методами. Вашингтон может расширить санкции в отношении «Газпрома» и всех его трубопроводов, потребовав от европейских потребителей отказаться от покупки российского газа. Это тоже очень жесткий вариант, хотя более реалистичный, чем морские сражения на Балтике. По сути, речь будет идти об ультиматуме Трампа с требованием разорвать все связи Европы с Россией. Учитывая, в каком состоянии сегодня находится ЕС, единодушия и полного послушания добиться не получится. Готов ли Белый дом пойти сейчас на такое обострение с плохо прогнозируемыми последствиями?
В-третьих, все более реалистичным начинает представляться сценарий с «мягким захватом» российских трубопроводов в Европе, о чем мы подробно рассказывали ранее. Доля «Газпрома» в «Северном потоке-2» составляет 50%. США и их союзники заявляют, что Кремль использует свое влияние для оказания политического и экономического давления на Европу. И тут очень вовремя подоспело решение Стокгольмского арбитража в пользу Польши на сумму в почти 1,5 миллиарда долларов по иску в отношении российского монополиста. Варшава требует ареста активов госкорпорации, среди которых указаны «Северный поток-1» и Северный поток-2». Предмет интереса поляков понятен.
Можно предположить, что в дальнейшем в ходе переговоров между США, Польшей, Германией и Россией будет выработан некий консенсус, по которому претензии Варшавы будут удовлетворены за счет части доли «Газпрома», а та серьезно «размоется». Тогда «Северный поток-2» превратится из российско-германского проекта в международный, что позволит США оказывать влияние на его работу через союзную Польшу.
Возможны и иные варианты, вскоре мы узнаем, насколько верными оказались наши оценки и гипотезы.