Прошедший праздник 9 мая был очень необычным из-за «карантинных» условий. Что гораздо хуже, именно в этот день российские военные в Сирии подверглись очередному нападению. Как сообщил ряд отечественных и иностранных изданий, в День Победы по авиабазе Хмеймим был совершен ракетный удар.
Имеющаяся информация по этому событию весьма скупа, но можно поразмышлять о том, кому могло быть выгодно это нападение.
9 мая наши пилоты ВКС РФ провели воздушный парад в сирийской Латакии, в котором приняли участие истребители Су-35, бомбардировщики Су-24, самолет-разведчик ДРЛО А-50, грузовые самолеты Ан-72 и Ан-30, а также вертолеты Ми-8АМТШ и Ми-35М. Представители командования возложили венки к памятнику маршала Рокоссовского. В праздничных мероприятиях также приняло участие руководство провинции САР.
И во время этого события по российскому военному аэродрому был нанесен ракетный удар. По одним данным, было 6 ракет, по другим – восемь. Сообщается, что атака была успешно отражена с помощью ЗРПК «Панцирь». Только благодаря бдительности зенитчиков обошлось без жертв, которые вызвали бы большой резонанс в такой день. Так кому же это могло понадобиться?
Турецкий след?
СМИ сообщают о том, что обстрел был произведен из точки, расположенной в провинции Идлиб неподалеку от турецкого наблюдательного пункта. По первоначальным данным считалось, что стреляли из РСЗО «Град», потом последовало уточнение, что ракеты также были турецкого производства. Не секрет, что определенные группировки боевиков в Сирии плотно снабжаются Анкарой и действуют по ее указке.
Другое дело, что по ряду причин эти террористы в значительной степени уже сняты с довольствия. Провинция Идлиб заново поделена между турками и сирийцами, проведены линии разграничения. Сама Анкара испытывает массу экономических проблем, усугубленных пандемией, поэтому не вполне понятно, зачем ей сейчас идти на обострение с Россией.
Израильский след?
Помимо Турции и России, Сирия является территорией противоборства между Ираном и Израилем. Последний регулярно наносит авиаудары по объектам иранской военной инфраструктуры в САР. Москва долгие годы старалась держаться в стороне от этих разборок, но недавно стало известно, что авиабаза Хмеймим была предоставлена Тегерану для перевалки грузов военного назначения. Уже тогда мы высказали опасения, что российский контингент в Латакии может столкнуться с проявлениями израильской военной мысли.
Ливийский след?
Так уж вышло, что Россия и Турция находятся на противоположных сторонах в двух конфликтах: в Сирии и далекой Ливии. Некоторое время назад выяснилось, что события в далекой Северной Африке напрямую аукаются Москве в САР. Ближневосточные СМИ сообщали, что представители ОАЭ предлагали Дамаску 3 миллиарда долларов за возобновление наступления на Идлиб, чтобы сковать военный потенциал турок и не допустить их усиления в Ливии. Подобная провокация на 9 мая, будь она успешной, вполне могла бы столкнуть лбами Кремль и Анкару.
Какие-то иные гипотезы можно будет строить по мере поступления большего количества информации.