В том смысле, что Северный поток – 1 Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) на 20 лет, причем задним числом, освободило от соблюдения правил Газовой директивы ЕС, а в удовлетворении аналогичного иска по Северному потоку – 2, по совершенно формальному признаку, оно же отказало.
Вывод напрашивается простой – позиция немцев стратегически нестабильна, а значит не окончательна.
Говоря военными терминами, бои идут с переменным успехом, на отдельных участках достигнут тактический успех, на отдельных – тактическое поражение, а сражение в целом продолжается. Наличие факторов, влияющих на результат, говорит о существовании перспективы стратегического успеха в нем.
Расклад прост. С того момента как, в сентябре 2017 года, нормы Третьего энергопакета Брюссель начал распространять на внешние газопроводы, первый Северный поток многими, особенно либерального толка, критиками назывался российским поражением. Вбухать 7,4 млрд евро, чтобы пролететь на 6 – 8 лет с окупаемостью (с 2018 до 2022 – 2024) из-за непреодолимого ограничения в 50% пропускной способности, типа, «это же надо так облажаться!». Да еще вторую трубу, уже за 8 млрд евро, туда же потянуть и упереться в тот же самый забор! В Газпроме сидят очень глупые люди, только и умеющие, что тырить народные деньги.
Но что получилось в итоге. Два года упрямых юридических боданий за закрытыми дверьми высоких кабинетов таки дали результат. Германский регулятор ограничения по Третьему энергопакету снял. Пусть и временно, но 20 лет – достаточно большой срок. Проект возвращается в исходную экономику, хотя она сейчас и осложнена кризисом спроса на газ в Европе.
Это как минимум существенная тактическая победа, серьезно меняющая политический расклад как на газовом рынке Европы, так, в частности, в позиции дальнейшего общения с Украиной и Польшей.
СП-2 пока выглядит бледнее. Но тут следует вспомнить, что еще в ноябре 2019 BNA и первую часть проекта признавало под ограничения подпадающей. Но потом позицию изменило. Да, потребовалось два года, но ведь и трубопровод пока еще не закончен. Учитывая обстоятельства, его достройка займет месяцев пять, пуско-наладка еще где-нибудь столько же. Стало быть, появляется почти годовая фора по времени для поиска решений. Их просматривается несколько.
Самое хитропопое сводится к созданию на участке в территориальных водах ФРГ фрагмента с пропускной способностью вдвое превышающей ресурс СП-2, с его передачей отдельному независимому оператору, даже чисто немецкому. Это конечно потребует немножко больше денег, но формально позволит нормы Газовой директивы полностью соблюсти.
Самое изящное – вынести точку контрактной передачи права собственности с Австрии в С.Петербург. И столкнуть лбами немецкого регулятора с европейскими крупнооптовыми покупателями. Имеющими возможность задействовать другую лазейку – право ФРГ на собственные исключения, если внешняя труба входит в ЕС сразу на территорию Германии. Только глупость с требованием поименного голосования от депутатов АдГ не позволила реализовать этот вариант еще в ноябре прошлого года. Но сам по себе он остается доступным.
И это мы еще не учитываем возможные варианты раскладов с поставками газа в Европу в целом по итогам последствий нынешнего системного кризиса. Также допускающие разное. Словом, битва продолжается.
Русский Демиург