О мнимом запрете в Конституции РФ иметь сенаторам добро за рубежом
Благодаря хитрым лазейкам (а по сути – намеренным искажениям юридического смысла) не только важные госчины, но и сенаторы и депутаты Госдумы получили по новой Конституции РФ право на свои маленькие слабости вроде швейцарской недвижимости, бизнеса и даже псарни сенатора Андрея Клишаса.
Этого господина мы возьмём за пример в силу его скандальной популярности. О нём все знают – во многом благодаря разоблачениям Алексея Навального.
Да, есть так называемая «патриотическая точка зрения» – по которой ничему исходящему от Навального верить нельзя, потому что это Навальный. И есть логическая, общечеловеческая – что пока публичные обвинения не опровергнуты официально, они остаются правдой, а всё остальное от лукавого. И я разделяю эту вторую току зрения, хотя мне мало симпатичен сам Навальный.
Его обвинения в адрес высших российских госдеятелей, включая Клишаса, очень серьёзны. Это обвинения в нарушении Конституции, согласно которой сенатор не имеет права ни на вклады, ни на недвижимость, ни на бизнес в стране отличных часов и вкусного сыра, ни на стаю «русских борзых» в швейцарских Альпах.
Но Клишас в ответ молчит. И у многих складывается ощущение, что молчание – знак согласия. Дескать виноват – вот и надувает бессловесно щёки.
Но дело не только в этом. Всё куда серьёзнее. И плохо, что очередную аферу, о которой пойдет дальше речь, не заметил никто из здравомыслящих, взрослых и умных людей.На что ссылаются патриотичные ротозеи, ликующие от новой Конституции, запретившей якобы сенаторам и депутатам собирать себе сокровища за рубежом, где моль и ржа не истребляют и воры не подкапывают? На вот эту поправку:
«Статья 95
4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства… Сенаторам Российской Федерации… запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства в иностранных банках…»
А что имеем мы на самом деле?
Википедия говорит:
«Сенаторы Российской Федерации – представители всех субъектов Российской Федерации в Совете Федерации, верхней палате Федерального Собрания (парламента России)».
Но это источник информационный, а не юридический! Не правовой! В отличие от Конституции – которая есть основной закон любого государства. И потому не может содержать ни одной лишней или неверной буквы! Ни одного двусмысленного определения! Ибо от Конституции напрямую на долгие годы зависит жизнь и судьба как государства в целом, так и любого отдельного гражданина, в том числе, самого Клишаса.
В чём состоит злонамеренная ложь этой главы Конституции? В том, что сенатором в Российской Федерации не может стать никто! Ни в каком возрасте! Ни при каких условиях! Потому что в России нет сената и конгресса нет! Мы не Америка!
У нас есть парламент. Официально он называется «Федеральное собрание Российской Федерации». И он двухпалатный. Нижняя палата официально называется Государственной Думой, а верхняя – Советом Федерации.
Идём на сайт Совета Федерации, находим там нашего Клишаса и читаем про него:
«Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Клишас Андрей Александрович. Представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края».
Как видно, официальное наименование этого фигуранта не содержит ни намёка ни на какое сенаторство.
Возможно, сам Клишас называет себя с гордостью сенатором, Николай Валуев – конгрессменом, а Валентина Матвиенко – спикером. Но официально, с точки зрения закона, который в Конституции приобретает силу прямого действия, Клишас – не сенатор! Как и все его коллеги по Совету Федерации.
Хитровыдуманность этого трюка с подменой понятий на самом деле далеко не так проста. Дело в том, что в статье 95 в новой редакции буквально говорится следующее:
«2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти…
3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации…»
И легко заметить, что понятия «сенатор» и «представитель от каждого субъекта Российской Федерации» здесь юридически разделены. Между ними нет знака равенства. Наоборот, Конституция говорит о «лицах, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации». Т.е. юридически о совсем других людях.
И поэтому Совфед формально можно рассматривать как орган, состоящий из сенаторов и представителей от каждого субъекта Российской Федерации. Но вошли в Совфед только «представители», которые, не являясь сенаторами, осуществляли их функции.
Можно до морковкина заговенья выискивать в России сенаторов! Но если дело дойдёт до суда по зарубежным счетам, то Клишас в ответ на любые обвинения в его адрес спокойно заявит:
«Я, как ответственное государственное лицо, патриот нашего Президента и один из инициаторов процесса разработки и принятия поправок к Конституции РФ, глубоко уважаю Закон и делаю на своём скромном посту всё для его защиты! Но должен со всей ответственностью заявить вам, ваша честь, что я не нарушил статью 95 нашей Конституции ни в чём!
Я – Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края. Таков мой официальный статус в Совете Федерации. Но я не сенатор!
Сенаторами мы называем друг друга в шутку, для простоты и для краткости. Извините! Признаю шутку глупой и больше не буду! Я могу идти?»
Для человека, далёкого от практического правоприменения, незнакомого с процедурными вопросами и юридическими тонкостями, всё это выглядит как буквоедство и казуистика. Но для профессионала, работающего в системе юстиции, это имеет определяющее значение. У закона есть и дух, и буква. И с точки зрения буквы закона Клишас будет на 100% прав.
Потому что его настоящая, официальная должность члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ и представителя государственной власти от региона в Конституции никак не упомянута.
Гуляй, Клишас! Молодец!
Понятно, что безнадежные патриоты осмыслить это не смогут даже вдесятером. Но от них это и не требовалось. И не требуется!
Всё, что от них требовалось, они сделали: помогли Клишасу собирать его сокровища – и немалые, судя по информации Навального – там, где ему заблагорассудится.
Каким образом эту Конституцию со всеми её патриотичными поправками обходят рядовые члены Нижней палаты – я предоставляю подумать вам самим, уважаемые читатели. Это совсем не сложно.
И еще раз – всех с победой нашего самого справедливого и гуманного законодательства!