«Озарение».
На этой неделе произошел самый мощный, наверное, за последние годы скандал, связанный с белорусско-российскими отношениями. Речь идет об уже, наверное, опостылевшей ситуацией с арестом в Белоруссии 33 россиян, якобы для целей участия в расшатывании предвыборной ситуации и «свержения» Лукашенко (а иногда еще говорят и физического устранения).
Сама ситуация разумеется неприятна, но не феноменальна. Она развернулась на фоне уже достаточно давней попытки Лукашенко обвинить Россию, ее руководство практически во всех смертных грехах. За последние полгода мы и слышали потрясающие совей новизной истории о том, что его каждый год ставят на колени, о том, что его (видимо он считает страну своей собственностью) Белоруссию хочет отобрать Кремль и прочее, прочее, прочее. Правда находились те. кто списывал все на «импульсивность» Лукашенко, то что он говорит но при этом, делает много полезного. При этом одной из главных обоснований была ленивая версия о том, что к Лукашенко привыкли, а к кому-то новому нужно приноравливаться.
При этом, недружественные акты со стороны Лукашенко продолжались достаточно давно, в последние пять лет нарастали как снежный ком. Даже невооруженным глазом было видно, что лидер Белоруссии является фанатично влюблённым во власть человеком, не видящим власти без себя ни при каких обстоятельствах. Более того, в последние годы он не скрывал ни факты фальсификаций на выборах, ни диктаторский характер некоторых своих решений, ни откровенную торговлю позицией Белоруссии по тем или иным вопросам. Это в широком медийном пространстве, либо сбрасывалось со счетов, либо определялось как малозначительное обстоятельство в контексте прочности российско-белорусских отношений. В результате даже после неоднозначных заявлений Лукашенко в начале июля его рейтинг популярности в России составлял порядка 50 %. Сейчас, разумеется после откровенно враждебных выпадов в сторону России он обвалится. Но только сейчас.
Почему именно задержание российских граждан станет такой вехой, а не прошлые заявления о «не нашей» по мнению Лукашенко Великой Отечественной, отжиманием собственности Газпрома и т.д.? Потому что до этого речь шла либо за деньги, которые для русского народа вообще представляет мало фундаментальной мировоззренческой ценности (это ценность других), либо списывалась на горячность. Но теперь не слова, теперь дела. Лукашенко нарушил закон братства – «своих не предавать», а если совершит выдачу кого-либо Украине, еще и нарушит закон «не продавать». Предал и возможно продаст.
И это ему не забудут, если не российское руководство, которое в целях рациональности может пойти на любые допущения, то народ, который в последнее время называют «глубинным» (хотя этот термин не может отразить точно понимания данной общности) ему этого не забудет, поскольку он стал в одну строку с Мазепой и прочими отбросами истории русской цивилизации.
Прошлое
В прошлом нас очень серьезно учили любить Лукашенко как некий образец. Образец постсоветского лидера, который якобы сохраняет в своей стране социальные гарантии и льготы. Некоторые это называли белорусским социализмом. Для определённых категорий политических групп он вообще представлялся как своеобразная икона, а для большинства населения как лубочный, но при этом позитивный персонаж.
Прошлое сопряжено в контексте белорусско-российских отношений с попытками создания неких дополнительных моделей интеграции, получивших название Союзное Государство (видимо в целях эксплуатации ностальгии бывших советских граждан по Союзу), обросшее несколькими дворами, но при этом не реализовавшим абсолютного большинства договорённостей.
Собственно, само Союзное Государство было плодом диаметрально противоположных интересов со стороны обоих подписантов. Для Ельцина это был вариант решения проблемы двух конституционных сроков президентского правления (проблемы 2000 года), который, правда, оказался не нужным, поскольку Ельцин к 2000 стал и не избираемым (провернуть такой же спектакль, какой был провернут в 1996, не представлялось возможным хотя бы из-за нелояльности региональных лидеров), а у Лукашенко после 2020 года с учетом набравшего популярность Путина не оказалось возможности стать лидером объединенного государства. А зачем ему такое государство, где он не президент?
И в результате все те структуры и форматы, которые должны были появиться в начале 00-х годов остались лишь на бумаге. Лукашенко не спешил что-то делать, сначала приглядываясь выживет ли Путин в борьбе с российским олигархатом, а потом, не желая попадать «в берлогу» к более сильному политическому игроку. Запал Союзного Государства остался не реализованным, потому что эту тему никто собственно не поднимал. Она была не нужна обеим сторонам. А после 2014 года Лукашенко почувствовал неизбежное приближение своего политического конца, поскольку концепт «русского мира» не поддержанного в реальном плане властями России, но воспринятого народом всем сердцем и поддержанного тысячами добровольцев, стал в глазах Лукашенко символом его политического конца. И он начал борьбу с этим неизбежным концом.
В результате положительные решения в рамках союзного договора оказались не просто нереализованными, а фактически забытыми сторонами из-за их принципиальной ненужности. Более адекватными экономическими форматами оказался формат Таможенного союза, а в дальнейшем Евразийского экономического союза, в рамках которых удалось достичь гораздо большего. В таком случае возврат к идее обновления Союзного Государства стал новой вехой, принесшей, однако, не объединение, а лишь срывание маски, якобы друга, с лица Лукашенко.
Объединяться?
В 2019 году начался увлекательный, но весьма своеобразный процесс углубления интеграции России и Белоруссии. Можно много спорить о природе изменений, принципах и целях действий обеих сторон, но, очевидно, что процесс не задался.
Возможно, как говорят многие российское руководство видело в создании Союзного Государства способ решения проблемы завершения последнего срока пребывания у власти В.В. Путина (проблема 2024), которая, однако, полностью отпала в связи с проведением всенародного голосования по поправкам в Конституцию. Я полагаю, что целью восстановления концепции Союзного Государства и наполнения его новым содержанием стало стремление использовать данный процесс как некий «симулятор политических процессов», связанный с отработкой технологий углубленной интеграции.
Здесь нужно понять две вещи. Первая – оппоненты России переживают системный кризис, связанный с неустойчивостью политических институтов или внутренними конфликтами (США, где имеются следы холодной гражданской войны, ЕС, в котором нет до сих пор органического государственного единства, и даже Китай, где процесс борьбы групп элит лишь начинается) и слабостью экономики (и ЕС и США переживают рецессию и процесс восстановления будет длительным, Китай же переживает наличие большого числа пузырей в экономике, которые с большой долей вероятности тоже приведут к негативной ситуации). Нет, разумеется, кризис не минует и Россию, но, если говорить о геополитическом пространстве бывшего СССР, он существенно сократит возможности других игроков играть на этой площадке, хотя бы из-за необходимости сосредотачиваться на внутренних вопросах.
Вторая – это научно техническое развитие. Это может показаться странным, но именно сейчас весьма вероятен технологический рывок производства в России. Причиной этому являются достижения в области вооружений. Кинжал, Пересвет, Посейдон, Авангард и прочее – это на самом деле даже не образцы оружия, а демонстрация новых физических принципов в действии. Конверсия этих разработок, основанных на новых физических принципах с очень большой вероятностью может принести качественный рост характеристик и гражданской продукции. А это существенно укрепит позиции России. Настолько, что актуализированными станут процессы интеграции на постсоветском пространстве. А для того, чтобы пройти этот этап безболезненно, нужно опробовать интеграционный процесс. На ком? На Белоруссии разумеется, поскольку степень интеграции с ней и без того была самой масштабной, а степень зависимости экономики самой большой.
Но процесс забуксовал, а с февраля 2020 и вовсе практически сошел с рельсов и-за нежелания Лукашенко терять власть. Ходят слухи, что во вновь создаваемом государстве ему предлагался пост председателя союзного парламента (подтвердить или опровергнуть это вряд ли получится), но он претендовал на лидерство (пост вице-президента/президента с ежегодной ротацией). Подпускать Лукашенко к прямому управлению таким Союзом, естественно, никто бы не осмелился. Процесс замедлился, но не был полностью забыт. Ситуация отложилась до выборов президента Белоруссии.
Ситуация
Сложившаяся ситуация не просто негативна, она взрывоопасна. Взрывоопасность ситуации заключается в том, что любая тема, связанная с частными военными компаниями, является если не табуированной, то крайне вуалируемой в мировой практике. А в данном случае она фактически вытащена на экраны, ради выборов Белорусского президента.
Был ли в данном случае сговор Кремля и Лукашенко? Нет не был. В случае сговора на границе не появились бы посты российских пограничников и не стал бы образовываться хвост из желающих выехать.
Есть ли в данном случае сговор Минска и Киева, о котором тоже говорится? Вероятнее всего нет. Дело в том, что сведения о задержанных в Минске стали появляться в базе Миротворца только после задержания, спустя два часа. Оперативно, скажете Вы. Я скажу, что не очень. Эта информационная помойка постоянно мониторит интернет и заносит в свою базу любой шелест, который услышит на просторах сети. Так что факт внесения ровным четом ничего не значит. Ровно, как и быстрая реакция СБУ на события в Минске. Фактически пробить фамилии в паспортной базе – дело считанных минут, написать письмо много времени не составит. Так что вероятность сговора возможна. Но условна.
Сговор с иностранными разведками вполне возможен. Министр иностранных дел Белоруссии Макей уже достаточно давно готовит для белорусского руководства плацдармы на Западе. Успех пока что половинчатый. С одной стороны, в Минске появляются зарубежные НКО и посольство США. С другой, Лукашенко Западу совсем не нужен. Ему нужны ручные псевдоправители по типу Порошенко и Зеленского, готовые продать землю по щелчку, лишить страну нормального образования и здравоохранения, развалить инфраструктуру. Лукашенко на эту роль не подходит совсем. Он слишком любит власть. Свою власть. Но видимо западные спецслужбы приняли участие в процессе и появление в эфире главы Службы внешней разведки России с заявлением по Белоруссии показательно. Люди такой специфической специальности не настроены активно проявлять себя в медийном пространстве.
Таким образом – это операция белорусского руководства, причем активируемая волей самого Лукашенко. Не стоит заблуждаться, что ему кто-то нашептал сделать так. Судя по его встрече с главой КГБ РБ Викульчиком, где тот заикаясь и мямля соглашался с тем, что «задержаны якобы вагнеровцы», а Лукашенко фактически требовал от него это выговорить. Это смотрелось комично. Но прямо показывает, что Лукашенко нарастил ставки в игре. Ему нужна либо власть, либо ничто. Ради власти он готов рискнуть всем и перейти любые границы и красные линии.
При этом, очевидно, что сложившаяся ситуация крайне «токсична» для всех участников процесса и отыграть ее крайне трудно. Для Лукашенко – это Рубикон после которого у него не останется сколь-нибудь значимой социальной базы одобрения в России, да и серьезного голоса «за» в элитах, видимо, тоже. Для Кремля это негативный шлейф за рубежом, когда практически любой оппонент может пытаться поднимать тему российских ЧВК. Выход есть, но он сопряжен с дезавуированием информации, переквалификацией «вагнеровцев» в частных охранников и возвратом их обратно в Россию (законов они никаких не нарушали). Но готовы ли на это стороны? До 9 августа, очевидно, нет. А дальше торг.
Будущее
Каково же будущее белорусской ситуации? Что ждет эту страну, ее лидера последней четверти века и белорусско-российских отношений? Сейчас это видится сложным, но структурированным в ряд направлений. Собственно, этих направлений три, но каждое из них имеет подкасты.
Первый вариант, наиболее рациональный и достижимый при условии отсутствия случайных факторов – это победа Лукашенко на выборах 9 августа. Вероятность такой победы не просто предсказуема, а практически неизбежна. Имея полностью подконтрольные избиркомы, обладая огромными по потенциалам административными ресурсами Лукашенко получит на выборах искомый результат, даже если население Белоруссии проголосует иначе. Собственно, на этих выборах избирательное право в Белоруссии было уже несколько раз «изнасиловано», так что разом больше, разом меньше больших корректив не внесет. После этой «триумфальной» победы Лукашенко, вероятно, начнет игру с позиции силы и с Россией, и с Западом. Запад ему будет нужен для того, чтобы угрожать России наличием другого, альтернативного пути, Россия нужна для того, чтобы показывать Западу недопустимость его устранения во избежание российской угрозы.
Этот подход приводит либо к массовым беспорядкам по примеру 2010 года сразу после выборов, которые, вероятно, смогут нейтрализовать правоохранительные органы и спецслужбы. Хотя в этом деле всегда есть место иным вариантам развития ситуации. Либо Лукашенко получает на достаточно длительное время разгорающийся пожар оппозиционной деятельности, до того момента, пока западные институты окончательно не укрепятся, после чего, очевидно, цветная революция. В рамках данной парадигмы у Лукашенко есть только одна реальная возможность – устранить американо-европейские силы из политического пространства Белоруссии. И тут, видимо речь должна идти о более тонкой игре. Победа в 2020 может дать Лукашенко шесть лет легального срока у власти. А это значит, что ему требуется, по сути, на протяжении некоторого времени сдерживать рост западного проникновения в политическую сферу Белоруссии (возможно просто политическими репрессиями, точечно). А в 2024 году, надеясь на то, что в России начнется период неустойчивости (по опыту 2012 и 2018 годов, можно ожидать попыток отдельных политических группировок перехватить власть), связанный с президентскими выборами, он может попытаться полностью перестроить государственную идеологическую машину на противление Западу. Закрыть иностранные посольства, провести широкие репрессии против лидеров возможной оппозиции и обеспечить удобную для себя выборную площадку. Игра крайне рискованная и, вероятно, обречена на провал. Но другого выбора у Лукашенко самосохраниться в качестве самостийного президента Белоруссии просто нет.
Вариант номер два, связан с маловероятной победой на выборах С. Тихановской. Эта победа, вероятно может быть только с преодолением силового сопротивления Лукашенко, а оттого маловероятна. Более того, более верится в то, что уже в ближайшее время, возможно 3 августа, Тихановскую просто снимут с выборов. Основания найдутся. Это в данной компании вообще не представляло для Лукашенко трудностей. Вероятно, обвинения против 33-х российских граждан будут переброшены на Тихановскую и ее объединенный штаб, что даст возможность обвинить ее в попытке государственного переворота. На это времени почти не остается, но возможность есть сделать это с 3 по 6 августа. Да, это вызовет массовые выступления. Но ни арест Тихановского, Статкевича, Северинца, ни вышибание с выборов Цепкало, ни арест и выбивание с выборов Бабарико не вызвали катастрофической реакции. Да, были протестующие граждане, да были акции неповиновения. Даже арестованные были. Но не в таких масштабах, чтобы как-то пошатнуть власть Лукашенко. Остальные кандидаты – Дмитриев, Черечень и откровенно подставная Канапацкая не смогут что-либо противопоставить Лукашенко.
При условии же, если Тихановская побеждает и это будет признано, белорусский политический истеблишмент ожидает развал и кучкование вокруг отдельных центров силы, что, безусловно, пагубно отразится на процессе управления страной. В таком случае Белоруссии гарантирован как минимум год хаоса с непредсказуемыми последствиями и возникновение замысловатых союзов. Провести новые выборы президента сразу после избрания Тихановской не представлялось бы возможным из-за необходимости корректировки законодательства, что с парламентом, находящимся в руках Лукашенко было бы невозможно, а в случае разгона парламента тем более. Этот процесс безусловно приведет на площадку большое количество геополитических игроков, стремящихся поучаствовать в игре. Это ни при каких обстоятельствах не пойдет на пользу стране и народу.
Есть и третий вариант. По любой причине, будь то болезнь (а Лукашенко болен), либо, например, покушение, Лукашенко погибает. В таком случае Белоруссия остается в патовой ситуации. В таком случае, если все остальные участники политической гонки Канопацкая, Черечень и Дмитриев (если они, как утверждается иногда, являются спойлерными кандидатами Лукашенко и ставленниками номенклатуры) не имеющие устойчивого электората, могут снять свои кандидатуры и тогда выборы просто не состоятся в силу отсутствия альтернатив. На повторные выборы номенклатура уже сможет выставить своего нового кандидата, при условии разумеется согласия внутри этой самой номенклатуры.
Альтернативным сценарием, при котором в выборах остается хотя бы два кандидата, является либо введение в стране чрезвычайного положения и, вероятно, попытка перезапуска процедуры выборов. Этот путь крайне шаток и неприятен.
Альтернативой всех этих путей по идее являющихся тупиковыми и не приносящих никаких плодов является государственный переворот белорусских военных, способный, во-первых, взять небольшую паузу в процессе острого противостояния власти и значительной части населения (а подписи за кандидатов Бабарико, Цепкало, Тихановскую отдали по меньшей мере пол миллиона белорусских избирателей), откорректировать белорусское избирательное законодательство, приведя его в соответствие с базовыми стандартами и проведя новые выборы в духе закона и уважения демократических ценностей и прав народа.
Нынешняя ситуация, стараниями Лукашенко при любых обстоятельствах неспособна привести к положительному результату, так как число уже имеющихся попраний законодательства таково, что не оставляет иллюзий на свободные и честные выборы.