Китай нанёс удар по США, а попал в Россию. ЦарьГрад.
Что случится, если Китай, желая наказать США, ответит ударом на санкционный удар, решит продать свою долю американского государственного долга? То же самое, что бывало с самолётами японских камикадзе при атаках на американские авианосцы: они лихо врезались в палубы, но большие корабли, понеся большие потери, оставались на плаву. А вот для лётчика и самолёта спасения не было.
Китайское и американское экспертные сообщества обсуждают сообщения о том, что Пекин собирается ответить на санкции США продажей 20% своего триллионного портфеля американских государственных облигаций, сообщает РИА Новости. Речь идёт о продаже американских облигаций примерно на 200 миллиардов долларов (с тем, чтобы у Китая осталось ещё примерно на 800 миллиардов).
Угроза выглядит реальной в том смысле, что Китай вполне может политически, экономически и технически это сделать. Угроза выглядит совершенно фантастической по той же самой причине: технически-то это, конечно, возможно в любой момент, а вот последствия такого удара будут плохо прогнозируемыми, но в любом случае худшими, чем положение дел до атаки.
Почём нынче триллион?
Чтобы объяснить, отчего это так, нужно ответить на вопрос о том, что собой представляют американские долговые обязательства, отчего их по миру так много и почему американцы не очень боятся, что у них попросят вернуть долг.
Государственный долг США в целом составляет на сегодня 26 трлн долларов и постоянно растет. Китай, таким образом, контролирует лишь 1/26 часть этого долга. Отсюда видно, что триллион долларов это очень много, но отнюдь не в масштабах американской экономики.
Бюджет Соединённых Штатов в 2020 году составляет 3,3 триллиона долларов. Легко увидеть, что только этот бюджет больше американского долга Китаю более чем в три раза.
Хуже того, государственный долг США, растущий невероятными темпами, сегодня составляет уже 105% ВВП этой страны. То есть всего существующего американского богатства, включая собственность всех американцев, не хватит, чтобы его погасить. (Для сравнения: государственный долг России остаётся очень низким, не превышая 10% ВВП нашей страны.)
Казалось бы, в таких условиях угроза Китая продать часть своих облигаций грозит экономике Штатов «полной гибелью всерьёз». Сторонники этой точки зрения рассуждают так: да, отдать одномоментно 200 миллиардов янки вполне способны, но решение Китая избавляться от американских облигаций, как избавляются на бирже от «плохих» акций, неизбежно приведёт к цепной реакции. Сбрасывать облигации начнут все, у кого они есть, вначале осторожно, затем в панике, и очень скоро Америка окажется банкротом, объявит дефолт, там вырастет инфляция… В общем, «кирдык скоро вашей Америке».
Атака, рассчитанная на разорение Соединённых Штатов, была бы яркая и самоубийственная, по последствиям едва ли не худшая, чем большая война. Фото: Marc RasmusGlobal Look Press
Честно говоря, очень, очень многие в мире были бы совсем не против, если бы США настал кирдык, особенно этакий гуманный – раз! – и самые богатые янки молниеносно стали нищими. Многие – и мы тоже! – увидели бы в этом восстановление справедливости.
Проблемы тут две, и обе хуже: если Америке кирдык, то кирдык и всей мировой экономике. А если китайская атака не закончится успехом, Америка дополнительно укрепится.
Кто делает айфоны, зависит от покупателя
Сначала по первому предположению. Если сбрасывание кредиторами американских долговых обязательств пойдёт как лавина, доллар рухнет, рухнут акции американских предприятий, прежде всего тех, у кого плохо с материальными активами (то есть тех же Google, Facebook etc.). Вслед за ними отправятся в ад разорения переоценённые проекты вроде Илона Маска. Кончится это нищетой для большинства американцев… И разорением всех, кто хоть что-нибудь поставлял на американский рынок. То есть в очередь тех же китайцев и тех же русских. Тут вот в чём штука: сама Америка сейчас не производит почти ничего материального, она печатает доллары, и они служат «всеобщим эквивалентом», то есть собственно деньгами, всему миру. Вы можете купить американские джинсы – они будут пошиты в Пакистане, американские кроссовки – их сделают для вас во Вьетнаме, американские айфоны и макбуки – на них будет честно написано designed in California, assembled in China, то есть сделаны они будут в Китае. Если американская экономика пойдёт на дно, вместе с ней в нищету окунутся все те, кто сегодня занят в производстве по всему миру, о чём бы ни шла речь. И хуже всех будет именно Китаю, который как вторая (или уже первая?) экономика мира работает «мировой фабрикой». Чтобы фабрика работала и людям на фабрике платили зарплату, продукцию этой фабрики должен кто-то покупать. Если рынок схлопнулся, покупатель исчезнет, и рабочие останутся ни с чем.
Если американская экономика пойдёт на дно, вместе с ней в нищету окунутся все те, кто сегодня занят в производстве по всему миру, о чём бы ни шла речь. И хуже всего будет именно Китаю. Фото: Liu Xiao/Global Look Press
Ровно таким же образом ни с чем останется и Россия. Да, мы не продаём Америке её же джинсы и айфоны. Но мы продаём всему миру нефть, газ, металл. Цены на всё это во многом зависят от спроса, который генерируют Соединённые Штаты. Если там кризис, мировой экономике требуется меньше металла и/или нефти, и цены на них идут вниз. Собственно, это мы и видели этой весной и летом: американская экономика из-за коронавирусного безумия просела – и просели нефтяные котировки, цены на металл, в конечном итоге – вся мировая экономика. И в России тоже. И даже в Швеции, которая не вводила у себя никаких ограничений, ВВП снизился на 7%.
Атака, рассчитанная на разорение Соединённых Штатов, была бы яркая и самоубийственная атака, по последствиям едва ли не худшая, чем большая война (потому что война всё-таки означает рост части экономики, а именно военной промышленности).
Непотопляемый авианосец
Да, но всеобщее разорение и мировой экономический кризис самых больших в истории масштабов – это был бы всё-таки хороший результат атаки на американские финансы. Атака была бы успешной. То, насколько тяжёлыми были бы последствия для атаковавшего, всё-таки другой вопрос. Однако есть ли шансы на успех? Что в реальности произойдёт, если кредиторы Штатов начнут продавать долговые обязательства Америки со всё большим дисконтом и/или требовать их немедленного погашения? Да ничего страшного – Америка просто напечатает столько триллионов долларов, сколько ей понадобится.
Она уже «напечатала» – то есть взяла в долг у собственного будущего с начала года 19% (это просто трудно себе представить!) своего ВВП. В начале 2020 года долг США был 86% ВВП, в июле – 105%. Это рекордные цифры роста, никто никогда не занимал так много и так быстро. Сколько денег «напечатали» (в кавычках, потому что речь не о наличных деньгах) с начала года? Уже примерно 3 триллиона долларов. То есть примерно собственный государственный бюджет взяли и удвоили. На что потратили? На поддержку своего бизнеса и своих граждан, пострадавших от кризиса. Точнее, так заявили избирателям, на самом деле очень существенная часть этих средств оказалась на бирже, богатые стали ещё богаче…
Тут вот что интересно. В любом учебнике экономики сказано да и опыт нашей собственной жизни за последние тридцать лет показывает, что если так себя вести – печатать необеспеченные деньги в условиях экономического спада, неизбежны экономический кризис и огромная инфляция. В США нету инфляции. Доллару ничто не мешает укрепляться по отношению, например, к рублю. Почему это так? Потому, что доллар сегодня, по сути, единственная мировая валюта. Это не деньги, которые ходят внутри США. Это деньги, которыми расплачиваются друг с другом все по всему миру. Сколько их нужно напечатать, чтобы случилась мирового масштаба катастрофа и гиперинфляция? У Китая есть американские долговые обязательства на триллион. Их можно обесценить мгновенно или постепенно. Американцы, повторю, с начала года напечатали ещё три триллиона. Допустим, атака Китая заставит их напечатать ещё три… Или пять…
Допустим, госдолг США к концу 2020 года будет составлять уже не 105, а 115% ВВП. Станет ли это смертельным ударом для американской экономики? Нет, совсем без последствий это не пройдёт, конечно, кто-то даже и разорится, но… Ничего фатального не произойдёт. Китай, начав атаку, лишится триллиона долларов своих накоплений, лишится очень существенной части доходов в результате усиления торговой войны. Может быть, даже ущерб Китаю будет такой, что отбросит его с позиции первой/второй экономики мира. А Штаты уцелеют. Их таким образом не потопить.
Как не получалось потопить американские авианосцы у японских камикадзе. Врезаться в борт или в палубу иногда получалось. Нанести большой ущерб – получалось. Но в итоге корабли врага оставались на плаву, а самолётов и лётчиков больше не было.