ПЕРВЫЙ РУССКИЙ. ЦАРЬГРАД.
ЦАРЬГРАД. СЕГОДНЯ В МИРЕ.
Катасонов о секретных визитах Набиуллиной в США: Разведка могла об этом только мечтать
ФОТО: ЦАРЬГРАД
ЭКОНОМИКА
ЦАРЬГРАД. ГЛАВНОЕ
ЭКСКЛЮЗИВ
ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА
Мы постоянно говорим о золотовалютных резервах России. А кто ими управляет? Точно ли управление идёт изнутри? По мнению экономиста Валентина Катасонова, финансовая политика России определяется не на Неглинной, а в совершенно другом месте. И более того, экономист получил информацию о секретных визитах Эльвиры Набиуллиной в США.
До начала июля Фонд национального благосостояния полностью избавится от долларовых активов, а в его структуре впервые появится золото, сообщил министр финансов России Антон Силуанов. Однако эйфорию от этого заявления почти сразу сбила глава Центробанка Эльвира Набиуллина: процесс дедолларизации не коснётся ЗВР страны.
Что это? Провокация или игра в пользу валютных спекулянтов? Эту тему в студии «Первого русского» обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом Валентином Катасоновым.
С июля структура ФНБ должна выглядеть так: доллар – 0% (ранее 35%), евро – 40% (ранее 35%), юань – 30% (ранее 15%), британский фунт – 5% (ранее 10%), иена – 5% (без изменений). Золото, впервые появившееся в структуре ФНБ, составит 20%.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РОССИЯ ИМЕЕТ СТАТУС КОЛОНИИ, СЧИТАЕТ ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ. СКРИНШОТ: ЦАРЬГРАД
Очередной спектакль финансовых властей
В короткой беседе с журналистом Царьграда Марией Иваткиной в кулуарах Петербургского международного экономического форума министр финансов Антон Силуанов, подтвердив грядущие изменения в структуре ФНБ, все остальные вопросы, касающиеся ЗВР, фактически переадресовал Центробанку. А глава ЦБ Эльвира Набиуллина позднее подтвердила, что регулятор продолжает закупать американскую валюту:
Что касается изменения валютной структуры ФНБ. Хотела бы отметить, что мы в связи с операциями Минфина в рамках бюджетного правила покупаем валюту на внутреннем рынке, и покупаем доллары и евро. Операции, которые необходимы для приведения валютной структуры золотовалютных резервов в соответствие с нормативной структурой, а её определяет Банк России, – в целом по золотовалютным резервам мы операции осуществляем на внешнем рынке. И, управляя валютными резервами, мы учитываем валютную структуру ФНБ, потому что это наши обязательства перед Минфином. Но это не единственный фактор. Я бы хотела напомнить, что объём ФНБ в ЗВР – это где-то одна пятая часть ЗВР. И мы будем это учитывать. Но покупку золота в связи с изменением структуры ФНБ на внутреннем рынке мы не планируем, в этом нет необходимости.
Юрий Пронько: – Я вам честно скажу, вот такой неуверенной Эльвиру Сахипзадовну я даже и не припомню. На пресс-конференции она постоянно спотыкалась, сама себя поправляла. Что происходит и с чем это связано?
Валентин Катасонов: – Это очередной спектакль, который можно назвать очень просто: перекладывание из одного кармана в другой, но при этом сумма, общая структура валютных резервов России, как бы не меняется.
Меняется лишь структура этих валютных резервов в одном кармане и в другом: появляется золото в одном кармане, но, соответственно, убывает золото в другом кармане и уменьшается доля других валют.
Как известно из арифметики, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но мы же говорим «золотовалютные резервы России». А кто-нибудь обсуждает вопрос, как управлять золотовалютными резервами России в целом, а не по отдельным частям?
– А это принципиальный момент. То есть отсутствие этого диалога, этой дискуссии – это принципиальный момент…
– Я не знаю, каков механизм. Но ведь Россия – это единое государство. Или оно что, уже распалось на отдельные части? А если судить по теме международных резервов, получается, что есть два царства-государства, и каждое определяет свою оптимальную структуру валюты.
С моей точки зрения, это дурдом. Должна быть единая система управления золотовалютными резервами. В какой-то момент времени они притворяются и говорят, что, действительно, едины и неразделимы…
– Да, Набиуллина об этом сказала, что ФНБ составляет 1/5 в целом ЗВР страны.
– Получается, что определяет и оптимизирует валютную структуру всех резервов России госпожа Набиуллина? Но тогда возникают следующие вопросы. Россия, как записано, если не ошибаюсь, в первой статье нашей Конституции, – это государство. Но Центральный банк, как говорится во второй статье Федерального закона о ЦБ, «не отвечает по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам Центрального банка».
Тут возникает вопрос: кто управляет валютными резервами России? Какая-то структура, которая не отвечает по обязательствам государства? Вообще-то так можно с ума сойти, если вчитываться в наши нормативные документы.
Кто управляет золотовалютными резервами России?
– Это, скорее, такая правовая казуистика или, на ваш взгляд, в этом есть глубокий смысл и корни?
– В этом глубокий смысл. Это означает, что управляют ЗВР России не на Ильинке, не на Неглинке, а где-то в третьем месте. И я даже могу сказать, какое это третье место.
Это Банк международных расчётов, находящийся за пределами России, в Базеле, где два раза в месяц должна появляться госпожа Набиуллина в качестве главы ЦБ России. Вот там и определяется политика.
Я внимательно изучаю нормативные документы Банка международных расчётов. Но, к сожалению, никаких следов её отъезда в Базель и возвращения обратно не прослеживается – ни на сайте Центрального банка, ни в каких-либо средствах массовой информации.
– Подождите, Валентин Юрьевич. Объясните, почему она там должна бывать?
– Потому что там происходят общие собрания руководителей центральных банков, где координируют действия регуляторов.
– Иными словами, финансовая политика в России не определяется нашим государством?
– Нет-нет, она определяется в Базеле, в этом очень интересном институте. Но это уже тема отдельного разговора. Конечно, можно сказать, что в какой-то мере центром управления является Международный валютный фонд, в котором ежегодно пишут доклады о России, а к нам в страну приезжают делегации от МВФ. И у них там есть отдельный раздел по Центробанку, где, в частности, выдаются такие рекомендации: не должно быть никаких послаблений в части либерализации движения капитала. Имеется в виду, что ужесточений не может быть.
– Собственно, это и выполняется.
– Так что это и есть главный начальник, и есть ещё чуть пониже начальник. Вероятно, существуют и другие какие-то центры управления, я всего знать не могу, конечно.
К примеру, в августе будет сходка руководителей центробанков в Джексон-Хоуле в США. Это очень закрытое совещание, более секретное даже, чем в Бильдерберге. И на этих сходках, по моим данным, бывает госпожа Набиуллина. Однако никакой информации о её визитах в Джексон-Хоул в средствах массовой информации найти не получится.
Западные аудиторы ногой открывают двери к нашим секретам
– Чем это опасно для нашей страны, для её развития, для тех, кто связывает своё будущее и будущее своих детей с Россией?
– Знаете ли, я привык называть вещи своими именами. Так вот, в настоящее время Россия имеет статус колонии. Я не вижу никаких признаков того, что Россия управляется изнутри. Управление происходит извне через Центральный банк, о чём мы с вами сказали.
Для этого и нужна полная либерализация трансграничного движения капитала. А кто управляет этими потоками капитала? Управляют дирижёры под названием «международные рейтинговые агентства». А между тем они являются не международными организациями, а частными. И если хорошенько покопаться в них, то можно увидеть уши хозяев денег.
Если говорить дальше, то стоит упомянуть, как нас втянули в ВТО, при этом полностью демонтировав таможенные барьеры, а сейчас уже идёт уничтожение остатков отечественной экономики и промышленности.
Ну и, наконец, last but not least (последнее, но не менее важное. – Ред.), как говорят англичане. Россия накрыта колпаком «большой четвёрки» аудиторских компаний. Представьте, лет 30 назад разведка на Западе могла об этом только мечтать: оказывается, можно открыть дверь ногой и потребовать, чтобы аудиторам выложили всю секретную информацию. А именно так это и происходит.
Несколько лет назад у меня была беседа с одним уже ветераном американской спецслужбы. Поскольку он уже пенсионер, то ему можно кое-что рассказывать. Я ему задал прямой вопрос: скажите, у кого больше возможностей в добывании секретной экономической информации, у PricewaterhouseCoopers, у Ernst & Young или у Центрального разведывательного управления? Этот пенсионер от ЦРУ рассмеялся и ответил: так мы и пользуемся услугами этих компаний…