Яндекс Дзен.
С. Степичев. Рассказы о Границе
Остров Даманский. Рейд старшего лейтенанта Бубенина
«Никогда не воюйте с Россией! Потому что на любой ваш умный план у русских найдется какая-нибудь непредвиденная вами глупость, из-за которой этот план потерпит поражение.»
Я сомневаюсь, что Отто фон Бисмарк имел в виду именно глупость. Скорее всего, он имел в ввиду непредсказуемость, по смыслу фразы.
Именно с этой русской непредсказуемостью столкнулись наши соседи, когда 2 марта 1969 года организовывали свою провокацию, впоследствии названную ими контратакой для самообороны.
Первая непредсказуемость была в том, что именно в этот день начальник Второй заставы «Нижне-Михайловка» старший лейтенант Иван Стрельников не стал ждать, как обычно, прибытия резерва с Первой заставы, «Кулебякины сопки», а пошел навстречу провокаторам составом только своей тревожной группы.
Выход группы старшего лейтенанта И. Стрельникова
Вторая непредсказуемость была в том, что во время выдвижения резерва Второй заставы к месту нарушения границы соседями , машина группы мл. сержанта Юрия Бабанского отстала.
Посчитав, что все пограничники уже прибыли, соседи начали свою провокацию. И в этот момент подошла группа сержанта Бабанского. Сюрприз…
Выдвижение группы Бабанского. Он слева, в бушлате — единственный, кто в бушлате в тот день был. На броне стоит водитель БТР рядовой П. Ковалев. Снимок китайского фотографа с китайского берега
А третью непредсказуемость звали старший лейтенант Виталий Бубенин, начальник Первой заставы, «Кулебякины сопки».
Старший лейтенант Виталий Дмитриевич Бубенин.
В статье будут использованы воспоминания Виталия Дмитриевича Бубенина, опубликованные на сайте, посвященному этим событиям. Его слова будут выделены курсивом.
В Пограничном музее ФСБ России есть схема действий в тот день, но она сделана по военному, все события по времени на одном листе.
Кому интересно – она в конце статьи. Я же для лучшего понимания сделал несколько схем, разнесенных по времени – для наглядности.
Примерно в 11.20 мы находились уже напротив середины острова на удалении 50 метров от него. Хорошо просматривались две автомашины 2-й заставы, которые одиноко стояли на южной оконечности острова. Вокруг никого не было видно. Это встревожило. А где же Иван? Он же должен ждать меня на нашем берегу. Но ни здесь, ни на острове его не было видно.
В этот момент наблюдатель доложил, что на острове послышалась сильная стрельба из автоматов. Вылез из люка и сам услышал длинные автоматные очереди.
Группа Бубенина, 22 человека, спешилась и приняла бой на центральной части острова. Слева от них, на южной оконечности острова вела бой группа младшего сержанта Юрия Бабанского.
В течении примерно часа они отражали атаки превосходящих сил противника, неся потери. Помимо автоматно – пулеметного огня, противник открыл огонь из минометов.
Нас было 22, а китайцев — более 300. У нас было всего по два магазина патронов. Больше не полагалось. Приказал окопаться, экономить патроны. Наблюдая за ходом боя, насколько это было возможно, заметил, что по нам ведется интенсивный перекрестный огонь с фронта и флангов.
Наши солдаты, истекая кровью, расстреливали последние патроны. Стало ясно — надо выводить личный состав из-под минометного обстрела. Иначе всех уничтожат.
Старший лейтенант Бубенин принимает неожиданное и непредсказуемое для противника решение:
Мой дальнейший план был связан с использованием БТР, который оставался под берегом. Обойти на нем остров по протоке с севера и ударить китайцев с тыла.
Пробравшись под огнем противника к бронетранспортеру и, взяв с собой несколько бойцов, он начал обход. В движении вел огонь из пулеметов бронетранспортера по позициям противника, ему помогали автоматчики, стреляя через бойницы БТР. Обойдя остров с тыла, они обнаружили большую группу соседей, переходящих с коренного берега на остров.
Это шло усиление группе на острове, численностью около пехотной роты . Они шли плотной массой на расстоянии около двухсот метров от БТР.
Старший лейтенант Бубенин открыл по ним огонь из пулеметов БТР, практически в упор. Противник настолько опешил от неожиданности, что первое время даже не вел ответный огонь. Они пытались забраться обратно на свой берег, но неудачно – он был слишком высок. В какой то момент соседи открыли огонь по своим, пытаясь вернуть их обратно.
Те, кого развернули, стали группами пробиваться на остров. В какой-то момент они оказались настолько близко, что мы их расстреливали в упор, били бортом и давили колесами.
Схема первого рейда Бубенина
Но вот патроны кончились и БТР под управлением ефрейтора Аркадия Шамова на пробитых скатах стал выходить из за острова. Соседи вели огонь по БТР из гранатометов и полевых орудий, выкаченных на прямую наводку. Машина получила два попадания, в моторное отделение и башню. Но смогла дотянуть до укрытия за косой на нашем берегу. Старший лейтенант Бубенин был ранен уже второй раз.
Схема первого рейда вид сверху, для наглядности
По линии проводной связи он доложил оперативному дежурному Отряда об обстановке и получил команду вывести всех из боя и ждать подхода резерва.
— Вывести не могу, все погибнут. С моей заставы идет резерв. Сейчас снова пойду в бой.
В этот момент прямо по льду реки со Первой заставы прибыл резерв под командованием старшины заставы сержанта Павла Сикушенко. Они привезли весь носимый и большую часть возимого боекомплекта заставы, все пулеметы, гранатомет ПГ-7 и выстрелы для него.
Я подозвал водителя БТР 2-й заставы рядового П. Ковалева.
— Машина на ходу?
— Так точно.
— А боекомплект на месте?
— Да.
— Сикушенко, возьмите человек десять, оружие, все боеприпасы и в БТР. Оставьте 3—4 человека снаряжать пулеметные ленты. Сержанту Фадееву остаться здесь. Поддерживайте связь и помогайте раненым. Остальные — за мной!
И они снова поехали в сторону острова. Только в этот раз Бубенин решил ударить соседям во фланг, уже зная, где они заняли оборону и укрылись.
Опять на северную оконечность острова, но теперь БТР пошел не по самой протоке, а вошел в залив, который глубоко врезался в остров с севера и доходил до самого вала, где занял оборону противник.
Идя прямо по позициям противника, БТР вышел на командный пункт соседей и буквально раздавил его. Управление боем противником было потеряно.
В прицел было хорошо видно, как обезумевшая толпа китайцев металась по полю боя, охваченная паникой. Потом они бросились убегать с острова, покидая позиции. Мы увидели, какое огромное количество людей они сосредоточили здесь. Весь лес просто кишел ими. Мы на полном ходу догнали толпу и, врезавшись в нее, стреляли в упор.
Прибытие резерва П. Сикушенко и второй рейд Бубенина
Возвращаясь, они заметили двух раненых бойцов, Николая Пузырева и Анатолия Анипера.
Подъехали, чтобы подобрать их и в этот момент БТР получил снаряд в борт. Потом еще один…
Покинув подбитую машину, группа Бубенина под плотным огнем противника стала отходить к северной оконечности острова.
Водители бронетранспортеров рядовой Павел Ковалев и ефрейтор Аркадий Шамов
Выйти на свой берег шансов не было. Потеряв несколько бойцов, они смогли выйти из под огня. Бубенин был снова ранен. И не он один. Что дальше??
Нас осталось четверо. И только одному из этих четырех удалось пока избежать ранений. Я верил, что обязательно придет помощь. Но время шло, а ее все не было, словно затерялась в пути.
Мы перекурили, перезарядили автоматы и снова пошли на остров. Ведь там оставались наши товарищи, они еще вели бой и бросить их мы не могли.
Каждый из нас понимал, что живыми оттуда вряд ли вернемся.
Но на острове было тихо. Стрельба закончилась. Имея более чем десятикратное превосходство, соседи отошли на свой берег.
Схема боя из экспозиции Пограничного музея ФСБ России
Батальон регулярной армии при поддержке двух минометных и одной артиллерийской батарей в течение двух часов жесточайшего боя не смог сбить с острова и уничтожить группу пограничников в 30 человек.
За мужество и героизм, проявленные при защите Государственной границы СССР старший лейтенант Виталий Дмитриевич Бубенин был удостоен звания Герой Советского Союза.
Водители бронетранспортеров рядовой Павел Ковалев и ефрейтор Аркадий Шамов были награждены орденами Красного Знамени.
В.Д. Бубенин продолжил свою службу Родине. В сентябре 1974 года был назначен первым командиром легендарной группы «А», практически создавая её с нуля.
Но в 1977 году по собственному желанию вернулся в Войска. В 1981-1983 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане.
В 1993 году был назначен первым начальником Хабаровского пограничного института.
Злые языки говорят, что соседи были очень недовольны – хорошую память он им оставил о себе.
В 1997 году Герой Советского Союза генерал –майор Виталий Дмитриевич Бубенин вышел в отставку.
Герой Советского Союза генерал -майор Виталий Дмитриевич Бубенин
Виталий Дмитриевич, Вы все сделали не просто правильно, а о…ительно правильно.. В условиях дефицита времени, при наличии отсутствия необходимых сил и средств…
Войска гордятся Вами..
При подготовке статьи были использованы материалы сайта остров-даманский.рф
Всем добра