Газета «Солидарность»
9 октября, 10:00
Политика
МРОТ, инфляция и пенсии в новых законопроектах
На фото: участники первого заседания временной рабочей группы по подготовке первого заседания Госдумы VIII созыва — вновь избранные депутаты Виктор Пинский и Андрей Исаев.
4 октября 2021 года.
ВЫБОРНАЯ СМЕКАЛКА
Первое заседание Госдумы VIII созыва состоится 12 октября. По правилам, оно должно проходить не позже чем через месяц после выборов, однако может и раньше, если президент назначит другую дату. И президент решил не давать нам скучать. Так что терпеть осталось недолго. Даже сейчас в Думе есть кое-что любопытное. Ведь ее работа не прекращалась на выборный период, и законопроекты в нее продолжают вноситься.
Для начала отметим группу депутатов от ЛДПР во главе с председателем комитета по труду (в VII созыве) Ярославом Ниловым. Они внесли законопроект “О мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов”. Причем внесли аккурат 17 сентября — в первый день трехдневного голосования. То есть проявили не только социальную инициативу, но и смекалку: так-то агитация уже была запрещена, но заявить к рассмотрению законопроект никто не запрещает. Причем кто-кто, а Ярослав Нилов должен помнить, что подобные законопроекты его комитет рекомендовал к отклонению бессчетное множество раз — их снова и снова вносили коммунисты. Но игра на чужом поле, как мы уже знаем, не принесла ЛДПР лишних очков на выборах: партия сформировала четвертую по численности фракцию из пяти, уступив тем же коммунистам с большим отрывом.
ВЫШЕ ИНФЛЯЦИИ
Самым активным инициатором законопроектов в осенний период традиционно остается правительство: это связано с бюджетными циклами. (Коротко о проекте бюджета на 2022 — 2024 годы и о прогнозе социально-экономического развития страны “Солидарность” писала в № 36, 2021.) Дело в том, что бюджет хоть и принимают на трехлетку, зато — каждый год. И множество параметров, прямо или косвенно с ним связанных, находят отражение в различных законопроектах. Так, профсоюзную аудиторию наверняка заинтересует намеченное изменение минимального размера оплаты труда. Его предложено поднять до 13 617 рублей. Что на 825 рублей, или на 6,4%, выше нынешнего параметра и, кстати, опережает прогнозный рост инфляции за текущий год (пока что — 5,8%). Напомним, с 2021 года МРОТ исчисляется, исходя из величины медианной заработной платы. Схема такова: например, в 2021 году принимается закон об установлении МРОТ на 2022 год, исходя из медианной зарплаты за 2020-й. Сейчас МРОТ должен составлять 42% от медианы, но это соотношение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, “принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,7 млн работников”.
ОБЕЩАНИЯ В ДОЛГ
А вот что не меняется практически всю историю постсоветской России, так это обещания выплатить когда-нибудь госдолг по вкладам граждан в Сбербанк советского периода. И отсрочка выполнения этих обещаний. На этот раз, согласно очередному законопроекту, до 2025 года. Если вдаваться в подробности, продлевается заморозка стоимости необходимого социального набора (464 рубля СССР), исходя из которой рассчитывается стоимость так называемого долгового рубля — в котором, соответственно, и измеряется тот самый долг. Как подсчитали в правительстве, на его погашение в 2022 году понадобилось бы 49,7 трлн рублей (уже обычных, “настоящих”), в 2023 году — 51,8 трлн рублей, в 2024 году — 53,9 трлн рублей. Для сравнения, все запланированные на следующий год расходы федерального бюджета составляют 23,69 трлн рублей. Так что непонятно, зачем каждый год напоминать россиянам о недорозданных триллионах? Куда проще и честнее прямо сказать, как блейковский ворон: ни-ког-да. Тем более, напоминает правительство, “федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания, не приняты”.
СИЛОВАЯ НАГРУЗКА НА ПФР
Похожая история происходит с пенсиями силовиков — военных, полицейских, пожарных, сотрудников бывшей ФСКН (переведенной ныне в подчинение МВД), а также нынешних ФСИН и Росгвардии. С той разницей, что пенсии они все-таки получают. Но не в обещанном размере. С 2012 года при исчислении им пенсий учитывается не все их денежное довольствие, а только 54% от него. И эта доля каждый год должна была увеличиваться на 2%, пока не дойдет до ста. К 1 января 2022 года она достигнет только 74% — больше четверти дохода изымается из расчета пенсии. (Собственно, еще один законопроект правительства — об установлении этого уровня.) И это еще повезло, так как с 2019 года “понижающий коэффициент” и вовсе был заморожен на отметке 73,68%. То есть коэффициент могли просто “добить” до ровного счета — изменение не сказать чтобы заметное. Вместе с тем, как бы оправдывается правительство в пояснительной записке, в проекте федерального бюджета заложено повышение самого денежного довольствия военнослужащих и прочих силовиков — “на прогнозный уровень инфляции 4%, что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу”. Однако внимательный читатель вспомнит, что актуальный прогноз инфляции уже выше — 5,8%. Будет ли принятый в итоге закон соответствовать реалиям, пока вопрос. Но в любом случае повышение зарплаты на уровень инфляции — это, строго говоря, простая индексация. И да, чтобы два раза не вставать: согласно очередному законопроекту, накопительная часть пенсий (всех россиян) замораживается до 2024 года. Так что эта заморозка сможет отметить десятилетний юбилей.
ВОН ИЗ ПРОФЕССИИ
Следующая инициатива правительства уже не касается бюджетных дел, зато вносит изменения в Трудовой кодекс. Речь идет о запрете работать водителями общественного транспорта людям, имеющим неснятую или непогашенную судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и другие тяжкие преступления. Запрет коснется водителей любого общественного транспорта, включая такси. При этом в законопроекте нововведение установлено только для россиян и граждан стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Дело в том, что другим иностранцам с судимостью и так не дадут разрешения на работу кем угодно, в то время как людям из ЕАЭС такое разрешение не требуется. Интересно, что идея запрета судимым заниматься общественным извозом, скорее всего, не нова. Так, авторы законопроекта ссылаются на результаты операции “Заслон”, проведенной ГУ МВД России по Москве еще в августе 2017 года. Тогда только за десять дней были выявлены водители легковых такси, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за различные преступления (в том числе: убийство — девять случаев, захват заложников — два; изнасилование и насильственные действия сексуального характера — пять). За прошедшие четыре года таких водителей, вероятно, можно было бы выявить еще больше, поэтому вряд ли закон вызовет в обществе большие нарекания, несмотря на дискриминационный характер.
Из рубрики “Парламентская хроника”