ЯндексДзен
Старбакс, Макдональдс и ещё почти 300 компаний уходят из России. Жить больше незачем
Сегодня
Прямо во время затянувшегося празднования Международного женского дня Россия добилась исторического успеха: стала мировым рекордсменом по числу санкций, введённых против одного государства. 5500 распоряжений, почти 300 ушедших корпораций – такими цифрами не могут похвастаться ни КНДР, ни Иран. Царьград рассказывает о свежих санкциях – и в первую очередь об уходе в известном направлении западных и псевдорусских брендов.
ФОТО: SORBIS / SHUTTERSTOCK.COM
Добро пожаловать в реальность
Обывателю снится страшный сон. Выходит он на улицу своего родного Омска или, положим, Краснодара, а там – ничего. Совсем ничего – ни «Макдоналдса», ни KFC, ни OBI, ни IKEA, ни тем более «Старбакса». «Пятёрочки» с «Магнитами», конечно, есть, но в них – ни «Кока-Колы», ни «Хайнекена», ни «Олвейсов», ни «Олд Спайса». В панике посмотришь в телефон (нет, не iPhone, ибо 250 тысяч рублей) – а там ни «ТикТока», ни «Нетфликса», по телевизору – никакого Discovery…
Жить больше незачем. Остаётся последний шанс – ущипнуть себя и убедиться, что этот кошмар попросту приснился, что жизнь по-прежнему легка и беззаботна.
Щипают, больно щипают, с некоторым даже мазохизмом. Но проснуться не получается. Потому что это – надвигающаяся реальность, хочет этого кто-то или нет.
Очередь на выход
Парадоксально, но факт: новые, «праздничные» санкции в большинстве своём наложены фактически не столько на Россию, сколько на западные компании, работавшие в России. Под давлением политиков они одна за другой сворачивают свой прибыльный бизнес в нашей стране. Сворачивают нехотя, с оглядкой, скорее имитируя исполнение санкций, нежели присоединяясь к ним всей душой.
Довольно долго зарубежные корпорации надеялись, что «горячая» фаза конфликта на Украине закончится быстро и можно будет работать, как будто ничего не случилось. Однако благодаря поддержке западных политиков противостояние затянулось – и приходится брать под несуществующий козырёк.
Итак, во время восьмомартовского отдыха нас как минимум на словах покинули:
Adidas;
Coca-Cola;
IBM;KFC (и PizzaHut в комплекте);
McDonald’s (вроде бы останавливает работу, но не может определиться, когда именно);
Netflix;
OBI;
Rolex;
Starbucks;
Ubisoft;
Universal Music Group
и многие другие…
Кстати, Царьград уже прямо призывал «Макдоналдс» уйти из России. Три года ждали…
Как бы уйти, чтобы остаться?
Вроде бы уходят, но подчёркнуто мешкают в прихожей ещё несколько компаний.
TikTok (частично – отменены прямые трансляции и создание нового контента),
PepsiCo – напитки уходят, детское питание и товары первой необходимости остаются.
Procter & Gamble – остаются только продукты базовой гигиены.
Unilever – прекращает поставки из-за рубежа, но заводы в России продолжают работать.
Heineken – прекращает продажи пива Heineken, но оставляет все остальные бренды, например «Охота», «Окское», «Бочкарёв» (а вы думали, это русские марки, да?).
Эти топчущиеся в дверях компании, вероятно, полагают, что поступают по благородному принципу «Жалел волк кобылу – оставил хвост да гриву». Кроме того, они всерьёз напуганы планами России не просто закрыть дверь за теми, кто поддерживает санкции, но и национализировать их собственность. На такие случаи мораль притчи о блудном сыне не распространяется, ибо эти компании нам точно не сыновья. О возможном ответе России написал, в частности, учредитель Царьграда Константин Малофеев в своём Telegram-канале:
Андрей Турчак выдвинул нужную инициативу. Если какая-то компания покинула Россию в рамках нынешнего парада санкций, её оставшиеся в России активы должны быть национализированы – стать собственностью народа. Прекращение ведения бизнеса без экономических оснований есть преднамеренное банкротство, ст. 196 УК России. А если такое банкротство обусловлено ненавистью к России – это отягчающее обстоятельство.
Русские с английским акцентом
Ничего плохого в присутствии зарубежных гигантов на русском рынке нет – если бы они были одними из многих игроков. Но не бывает такого, чтобы монополист, подмявший под себя огромные рынки, где-то вдруг удовлетворился скромной, рядовой ролью. Транснациональные гиганты попросту скупили потребительский сектор русской экономики. Если еда у нас более-менее своя, то на остальных полках супермаркетов полностью доминируют иностранцы (Nestlé, Procter & Gamble, Unilever, PepsiCo, Coca-Cola, Heineken, Anheuser-Busch InBev…), пусть и маскирующие часть брендов под русские.
Торговые марки «Хайнекена» мы уже упомянули, но вот вам ещё набор: «Россия – щедрая душа», «Быстров», «Миф», «Чистая линия», «Бархатные ручки», «Фруктовый сад», «Добрый», «Клинское», «Старый мельник» – все эти и сотни других брендов принадлежат перечисленным выше гостям России. Удивительно ли, что гости не стремятся уходить, пытаясь усидеть на двух стульях?
Мне бы хотелось видеть на прилавках нашу собственную продукцию, чтобы прибыль от моей покупки оставалась в стране, без этих бесконечных роялти и дивидендов, кормящих зарубежные экономики.
Не только корпорации
Помимо производителей-монополистов к санкциям продолжают присоединяться различные страны. Южная Корея прекратит все транзакции с Центробанком России, Япония ввела персональные ограничения и санкции против нескольких организаций, рейтинговые агентства одно за другим понизили рейтинг России (на эту тему появилась хорошая шутка: «Рейтинг России понижен с BB- до СССР»), что скажется на стоимости кредитов для нашей страны.
Отдельно стоит упомянуть попытку США запретить импорт энергоносителей из России. С помпой презентованный документ сразу же отправили на доработку – выяснилось, что полный запрет слишком дорого обойдётся как раз американцам.
Кроме того, ряд стран сообщили, что работают над следующими пакетами санкций. Так что впереди ещё много интересного.
Что с того?
Бог с ними, с санкциями. Тысячу лет жили без «Нестле» и экспорта нефти – и ещё больше проживём. Более того, давно пора поимённо назвать тех, кто отдал нашу экономику западным корпорациям.
И всё же главная новость затянувшихся выходных состоит в том, что число покинувших Украину жителей превысило 2 миллиона человек (лишь 5% из них – иностранцы). По крайней мере именно так подсчитали в Международной организации по миграции. Это колоссальный масштаб, сравнимый с самыми крупными исходами в истории человечества. Ещё 2,5 миллиона просят об эвакуации – и они могли бы уехать, если бы нормально работали гуманитарные коридоры, открываемые для мирных жителей в ключевых городах Украины.
Чтобы исход прекратился, чтобы люди могли вернуться домой, нужно одно простое решение. Москва не отступит, поэтому решение должны принять в Вашингтоне, с 2014 года напрямую контролирующем Украину. Там, однако, в товарищах согласья нет – администрация президента до сих пор спорит с Пентагоном о сути русской военной операции.
Каждый день промедления приносит новые лишения людям, оказавшимся заложниками в собственных домах.
Это вам не по «Старбаксу» страдать.
Источник