МИРТЕСЕН
Новости, события, факты
Политика
Не из России и не из Китая. Запад получил неожиданный удар
Благодаря действиям России и Китая в мире создана ситуация, делающая неизбежным возрождение Движения неприсоединения, о котором последние 30 лет было почти не слышно. В чём выгода Москвы и Пекина? И почему для Запада это крах?
Действия России по демилитаризации и денацификации Украины вкупе с бешеной реакцией на них со стороны Запада, тщетно попытавшегося привлечь остальной мир к антирусским санкциям, создали предпосылки для возрождения некогда чрезвычайно влиятельного Движения неприсоединения (ДН). Это Движение, отпраздновавшее в октябре прошлого года своё 60-летие и объединяющее ныне 120 стран (сюрприз – в их число входит и Белоруссия!), не играло заметной роли с установлением в начале 90-х годов ХХ века однополярного мира. Однако сейчас, когда под напором России и Китая (обе мировые державы имеют в ДН статус наблюдателей), он стал рушиться, ситуация решительно изменилась. Бескомпромиссная борьба Запада за сохранение мирового господства против «ревизионистских» России и Китая породила беспрецедентное давление Вашингтона, Брюсселя и их союзников (примерно 40 стран) на большинство государств мира. От них требуют проводить враждебную политику против Москвы и Пекина, используя шантаж, угрозы и выкручивание рук.
Что делает практически невозможным противостоять этому натиску индивидуально в условиях, когда отношения с Россией и Китаем большинству стран мира исключительно выгодны. Поэтому защититься от коллективного натиска Запада можно, только снова собравшись вместе.
Выстоять можно только вместе
Вот тут-то и наступают новые времена для ДН, предоставляющего для этого готовую площадку и возможности. По сути, сегодня на новом этапе воссоздана ситуация, которая привела в своё время к появлению этого объединения. Мир опять стал двуполярным, в котором хищному, сдающему свои позиции коллективному Западу противостоит обращённый в будущее евразийский тандем России и Китая. И если Москва и Пекин не требуют от остальных стран сотрудничать только с ними и не лезут в их внутренние дела, то Запад, как верно подметил американский журнал Foreign Policy, действует по принципу «с нами или против нас».
Конфликтовать с мстительным Западом большинство стран мира не хотят, с Россией и Китаем – ещё меньше, понимая, что Москва и Пекин борются и за их собственную свободу. Они хотели бы сидеть на двух стульях, получая выгоду от обеих сторон нового биполярного мира в интересах развития, как это делает, например, председательствующий сейчас в ДН вместе со своей страной президент Азербайджана Ильхам Алиев. 120 членов и около двух десятков стран-наблюдателей – это огромная сила, которая снова стала востребованной. Противостоять невыгодному этим странам давлению Запада они могут лишь, повторим, сбившись в большую кучу и не давая в обиду друг друга. По отдельности у них этого не получится. Передавят.
ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛЬХАМ АЛИЕВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЕТ СЕЙЧАС В ДН ВМЕСТЕ СО СВОЕЙ СТРАНОЙ. ФОТО: KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS
Африка встрепенулась первой
Первой встрепенулась находящаяся в наиболее сложной ситуации Африка, сталкивающаяся с пренебрежением Запада и рассчитывающая на Россию и Китай в плане инвестиций, инфраструктурных проектов и даже обеспечения своей безопасности. Вдумчивый обозреватель Foreign Policy Робби Грамер бьёт тревогу. Ставя незападные страны перед жёстким выбором, с кем они – с Западом или с Востоком, а если с первым, то требуя от них реальных жертв в противостоянии Москве и Пекину, Вашингтон, Лондон и Брюссель уже добились, что правящие круги африканских стран заговорили о реанимации Движения неприсоединения. Поскольку не хотят принимать сторону в конфликте между Западом и Востоком. Эксперт предупреждает, что «открытое давление со стороны Вашингтона и ЕС может быть выстрелом в ногу». Но именно это ведь как раз и происходит!
Неудивительно поэтому, что ни одно африканское государство не осудило Москву при недавнем голосовании по антирусской резолюции в Совбезе ООН, а самые смелые страны вроде Эритреи Россию открыто поддержали. Не осудили Россию в связи с действиями на Украине и мусульманские страны Азии, как и почти вся Латинская Америка, что стало крупнейшим дипломатическим поражением США и их союзников.
Почему это ожидалось?
А ведь это было вполне прогнозируемым. Если на карте пометить одним цветом членов выходящей из «спячки» ДН и стран-наблюдателей, то весь остальной мир как раз и сведётся к примерно 40 государствам, готовым следовать за США и их союзниками. Когда американцы и их вассалы говорят, что Россию за превентивные действия по обезвреживанию террористической Украины «осуждает весь мир», они расписываются в расизме. Потому что этот «весь мир» состоит из Европы (и то не всей), Северной Америки, Японии, Австралии с Новой Зеландией и находящихся на положении полуколоний мелких государств Тихого океана, от которых ничего не зависит. Ни Индию, ни Китай, ни Бразилию с Аргентиной и Мексикой, ни Южную Африку, ни Саудовскую Аравию с Индонезией, Бангладеш, Малайзией и Вьетнамом – а это динамично развивающиеся страны, в которых проживает большинство человечества, – он в себя не включает. Потому что они от России видели только добро, а от США – всякое, от европейских стран в основном зло. И у этих стран нет ни малейшего желания таскать для глобалистов каштаны из огня, обжигая себе руки и пальцы за циничные похлопывания по плечу и перспективу в любой момент превратиться в следующую жертву Запада, которому надо периодически кого-то «съедать», чтобы продлевать своё существование.
Что с того?
Возрождение на новом этапе важнейшей роли Движения неприсоединения, в котором в прошлом занимали ведущие позиции такие страны, как Югославия, Индия, Куба, выгодно России и Китаю по тем же причинам, что и его участникам. Так как те не собираются рвать свои связи в различных областях с Москвой и Пекином, на который в связи с Тайванем вскоре также обрушатся невиданные прежде санкции Запада. Русским и китайцам это тоже не нужно. От России, повторим, зависит стабильность ряда африканских государств. В Африке, Латинской Америке, странах Азии хотят развивать экономические отношения с Россией. Там активно используются русские технологии, особенно в сфере мирного атома. Экономическое значение Китая для этих стран в разы больше. Его прямые инвестиции лишь в одну Африку составили в 2020 году свыше 43 миллиардов долларов, увеличившись в 225 раз. Китайские кредиты африканскому бизнесу оцениваются в 153 миллиарда долларов за период с 2000 по 2019 год. Латинская Америка также отворачивается от США, которые гнобили её несколько столетий, дрейфуя в сторону Китая и России. Даже арабские страны Персидского залива, некогда преданные союзники США, готовы продавать нефть Китаю за юани и вместе с Россией поддерживают выгодные для себя и нас, но невыгодные для Запада цены на чёрное золото.
Поэтому совершенно очевидно, что Запад переоценил свои силы и возможности, пытаясь создать мировую коалицию против Москвы и потенциально – против Пекина. У западников ничего не выйдет, кроме того, чтобы самих себя загнать в изоляцию. Москве и Пекину будет выгодно возрождённое ДН, немалая часть членов которого в будущем добровольно присоединится к России и Китаю, чтобы быть поближе к тем, за кем будущее. Очень похоже, что будущим неформальным лидером ДН станет самая населённая страна мира – Индия, тесно связанная с колониальных времён экономически с Западом, но проводящая политику «стратегической автономии». Лучшего кандидата на эту роль с точки зрения России, давнего друга и помощника Индии, просто не существует.
Сергей Латышев