Украина кое-что упустила из виду, когда решила эффектно предъявить счета к уплате «Газпрому». Видно, слишком торопилась получить денежки, на которые пока не имеет права, а возможно, и вовсе никогда их не увидит. И это кое-что может сыграть существенную роль в газовых препирательствах «Нафтогаза» и «Газпрома».
Фото: Энерго-24
Процедура взыскания довольно проста. Достаточно иметь на руках исполнительный лист, основанный на решении арбитража, выданный судом государства, к которому обратится Украина. И это может быть не только Швейцария. Скорее всего, эта страна была выбрана «Нафтогазом» только по тому, что там зарегистрирована компания-оператор будущего ГП «Северный поток-2». И вот тут начинаются юридические тонкости.
Nord Stream AG является дочерней компанией и не отвечает за долги «Газпрома». К тому же, у «дочки» российского холдинга имеются совладельцы, а они уж точно никакого отношения не имеют к проблемам «Газпрома» с «Нафтогазом». И даже, если бы Украине удалось каким-то чудом получить имущество Nord Stream AG, дело с треском развалилось бы в суде.
Идем дальше, стоимость трубопровода значительно превышает цену, указанную в исполнительном листе. Что также защищает этот объект от ареста и последующей реализации. А акции компании уже являются предметом залога, поэтому у них уже имеется залогодержатель, интересы которого защищены законом. И их взыскание будет расцениваться как хищение чужого имущества.
Также нелепо выглядит попытка помешать работе Nord Stream AG путем ареста имущества, поскольку эта мера предполагается как страховка от продажи объекта спора. Но что-то я не могу припомнить, чтобы «Газпром» проводил аукционы по продаже своих газопроводов.
Между тем, эта судебная катавасия может продолжаться бесконечно. «Газпром» настроен оспаривать каждое судебное решение, которое будет вынесено не в его пользу. И эта принципиальная позиция вызвана тем, что противоположная сторона решилась на новые махинации.
Недавно выяснилось, что в заключение арбитража внесены вроде бы незначительные поправки, которые на самом деле могут нести далеко идущие последствия для «Газпрома». Неизвестно по какой причине, оказалось, что в решении суда его существенная часть была написана не арбитром, как положено, а каким-то третьим лицом. «Газпром» намерен выяснить, является ли этот документ подлинным. Этот инцидент сам по себе повод для отмены решения суда. Возможно, поэтому Украина и торопится хоть что-то урвать у российской стороны.
Поэтому аферу «Нафтогаза» можно считать «цыганочкой с выходом», не более того. К тому же можно судить об уровне подготовки юристов, принимающих участие в процессе. А значит, у «Газпрома» больше шансов выиграть этот газовый спор.